Методы и формы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
Стили ( формы ) управления…………………………..……………….…….…4
Методы управления………………………………………………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………..… 17

Работа содержит 1 файл

Методы и формы упраления.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

                                                       СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3

Стили ( формы )  управления…………………………..……………….…….…4

Методы  управления………………………………………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………..…  17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         

                                                             
 
 
 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

           Управление — непрерывный процесс воздействия на объект управления  для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

            Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами.

                Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Чтобы управление было успешным , необходимо одновременное использование различных подходов к постановке и реализации  решаемых задач (целей) - общефилософского, системного, функционального, интеграционного, социального, психологического и др.Подходы эти в управлении преломляются и совершенствуются применительно к потребностям систем управления.

                    
 
 
 
 
 
 

                           1.     СТИЛИ (ФОРМЫ) УПРАВЛЕНИЯ. 

              Стиль или форма руководства выражается в  том,  какими  приемами руководитель  побуждает коллектив  к инициативному  и  творческому подходу  к  выполнению  возложенных на него обязанностей,  как контролирует   результаты   деятельности   подчиненных.

              Стили (формы) управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность).

        Авторитарный стиль  отличается жёсткостью во взаимоотношениях с подчинёнными, нетерпимостью к возражениям. В общении такой руководитель неприветлив, склонен к поспешным решениям. Он не выносит критики и не признаёт своих ошибок.[6].

       Демократический (коллегиальный) стиль управления - руководитель сознательно децентрализует свою управленческую власть, консультируется с подчиненными при выборе решений, передает им имеющуюся информацию, не навязывает свою волю, часто делегирует подчиненным свои полномочия. Подчиненные убеждены, что, выполняя требования начальника, они получат вознаграждение, адекватное их усилиям, и заинтересованно воспринимают управляющие решения. При демократическом стиле управления  дисциплина базируется на сознательности работников, а не на страхе перед начальником.                                                                

         Либеральный ( разрешительный ) стиль управления  характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, и коллектив имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности предприятия (согласовав их, естественно, с руководителем). Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива, хотя управлять таким коллективом — задача не из легких. Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства.

                                  2.   МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.

 

           Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.     Методы управления всегда направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм). Традиционно выделяют административные, экономические и социально-психологические методы.

                            2.1  Административные методы управления

           Административные методы - способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Для них характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям

вышестоящих органов управления. Способы административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность. [2].

             Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. Это приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

               Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

                 Материальная ответственность и взыскания : материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

                Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Виды административного взыскания: предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. [3].

                         

                           2.2  Экономические методы  управления  

               Они осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Путём совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики разработалась новая схема классификации экономических методов управления:              Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия  с интересами подразделений и отдельных работников.

              Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности. Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Рынок труда является неотъемлемой частью рыночной экономики и представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

               2.3    Социально-психологические методы      

              Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);  психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

                  

                       2.4     Социологические методы управления 

            Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают: 

          Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

           Социологические методы исследования предоставляют собой необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем. Социометрический   метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

            Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Их можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

Информация о работе Методы и формы управления