Методы управления персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических аспектов, функций и методов управления организацией и принципов применения их на практике на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования выбран Сибайский межрайонный узел электрической связи - филиал достаточно крупной компании – ОАО «Башинформсвязь».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..5
1.1 Процесс управления организацией………………………………………..........5
1.1.1 Составляющие процесса управления………………………………………5
1.1.2 Сущность и содержание функций менеджмента…………………….…….6
1.1.3 Характеристика основных функций управления……….............................6
1.1.3.1 Функция планирования………………………………………………..7
1.1.3.2 Функция организации…………………………………………………8
1.1.3.3 Функция мотивации…………………………………….......................8
1.1.3.4 Функция контроля……………………………………………………..9
1.2 Методы управления организацией……………………………………………11
1.2.1 Административные методы управления………………………………….12
1.2.2 Экономические методы управления………………………………………14
1.2.3 Социально-психологические методы управления……………….............15
1.2.3.1 Социологические методы управления………………………………..16
1.2.3.2 Психологические методы управления………………………………...17
Глава 2. Методы управления персоналом организации
Сибайский МУЭС ОАО «Башинформсвязь»………...…………...22
2.1 Характеристика организации Сибайский МУЭС …………………………....22
2.2 Анализ методов управления, применяемых в Сибайском МУЭС.................24
2.2.1 Анализ административных методов управления……………….26
2.2.2 Анализ экономических методов управления…………………....28
2.2.3 Анализ социально-психологических методов управления…….31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности методов управления персоналом в Сибайском МУЭС…………......................................................34
Заключение……………………………………………………...…………………36
Глоссарий …………………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курс_УП_Методы упр. персоналом организ-ии.doc

— 250.00 Кб (Скачать)


4

             

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3

Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..5

1.1 Процесс управления организацией………………………………………..........5

   1.1.1 Составляющие процесса управления………………………………………5

   1.1.2 Сущность и содержание функций менеджмента…………………….…….6

   1.1.3 Характеристика основных функций управления……….............................6

         1.1.3.1 Функция планирования………………………………………………..7

         1.1.3.2 Функция организации…………………………………………………8

         1.1.3.3 Функция мотивации…………………………………….......................8

         1.1.3.4 Функция контроля……………………………………………………..9

1.2 Методы управления организацией……………………………………………11

   1.2.1 Административные методы управления………………………………….12

   1.2.2 Экономические методы управления………………………………………14

   1.2.3 Социально-психологические методы управления……………….............15

      1.2.3.1 Социологические методы управления………………………………..16

      1.2.3.2 Психологические методы управления………………………………...17

Глава 2. Методы управления персоналом организации

                  Сибайский МУЭС ОАО «Башинформсвязь»………...…………...22

2.1 Характеристика организации Сибайский МУЭС …………………………....22

2.2  Анализ методов управления, применяемых в Сибайском МУЭС.................24

       2.2.1 Анализ административных методов управления……………….26

       2.2.2 Анализ экономических методов управления…………………....28

       2.2.3 Анализ социально-психологических методов управления…….31

2.3 Рекомендации по повышению эффективности методов управления персоналом в Сибайском МУЭС…………......................................................34

Заключение……………………………………………………...…………………36

Глоссарий …………………………………………………………………………..38

Список используемой литературы………………………………………………...42

Приложения………………………………………………………………………....44

Введение

 

     В общем виде управление  (менеджмент) следует представлять, как  умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление  - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

     В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты, как государственного социального управления, так и  менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур. 

     Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

     Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

     К числу таких изменений относятся следующие:                                                                                            - изменение структуры собственности, связанной с разрушением  монополии государства в сфере производства, созданием базы для формирования эффективных собственников;

- изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения достаточно большого количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

- изменение условий внешнеэкономической деятельности;

- изменение геополитической ситуации в результате распада СССР.

      Несмотря на существенные различия компаний, фирм и предприятий, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.

     Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение  проблемой эффективного управления.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических аспектов, функций и методов управления организацией и принципов  применения их на практике на примере конкретного предприятия.

     Объектом исследования выбран Сибайский межрайонный узел электрической связи - филиал достаточно крупной компании – ОАО «Башинформсвязь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Процесс и методы  управления организацией

 

1.1 Процесс  управления организацией

 

    В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательных шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.  

    Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция  (лат. functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы.

 

1.1.1       Составляющие процесса управления

 

     Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции, необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Функции управляющей системы определяет всего несколько основных  видов функций:

а)   планирование -  процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано.

б) организация включает в себя структуру полномочий и структуру коммуникаций и, так же организацию процесса производства (организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве);

в) стимулирование (мотивация) - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу;

г) контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.

    Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

 

1.1.2  Сущность и содержание функций менеджмента

 

   Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга.

 

1.1.3       Характеристика основных функций управления

 

   Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности.

     Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

   Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

     Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики.

     Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности.

   Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений;  полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности  и санкций за последствия принятых решений.

 

1.1.3.1            Функция планирования

 

     Планирование  как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей.

     Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. 

 

1.1.3.2 Функция организации

 

    Организация - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

    Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

- определение  и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

- определение видов деятельности по достижению этих целей;

- поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений;

- единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;

- размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

 

1.1.3.3 Функция мотивации

 

     Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.     Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности.

   Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения. 

  Мотивация - это процесс побуждения  себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

     В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

  а) во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

б) во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;

  в) в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку, для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут.    

     Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников. Обратная связь обеспечивает крепкую основу  для мотивации.

 

1.1.3.4 Функция контроля

 

         Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации  о состоянии  и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Информация о работе Методы управления персоналом организации