Новая парадигма управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является:
определить сущность и понятие социального менеджмента;
рассмотреть научные школы социального менеджмента
изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……...3
1 Сущность и содержание социального менеджмента………………..…6
1.1 Понятие социального менеджмента………………………………….6
1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента………………………………………………………………………8
2 Научные школы социального менеджмента…………..………...…....13
2.1 Исторические этапы формирования управленческой социальной мысли…………..………………………………………………………………....13
2.2 Особенности развития управленческой социальной системы в России………………..…………………………………………………………...21
3 Новая парадигма управления……………………..………………..…..26
3.1 Особенности социального управления ХХI века………..…….........26
3.2 Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью…………………...……………………….…...32
Заключение………………….………………………………………….....36
Список использованной литературы…………………..………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТУ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………..……...3

     1 Сущность и содержание социального менеджмента………………..…6

     1.1 Понятие социального менеджмента………………………………….6

     1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента………………………………………………………………………8

     2 Научные школы социального менеджмента…………..………...…....13

     2.1 Исторические этапы формирования  управленческой социальной мысли…………..………………………………………………………………....13

     2.2 Особенности развития управленческой социальной системы в России………………..…………………………………………………………...21

     3 Новая парадигма управления……………………..………………..…..26

     3.1 Особенности социального управления ХХI века………..…….........26

     3.2 Проблемы и перспективы современного  менеджмента, связанные с российской действительностью…………………...……………………….…...32

     Заключение………………….………………………………………….....36

     Список  использованной литературы…………………..………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема  моей курсовой работы «Социальный менеджмент – в свете новой управленческой парадигмы» меня заинтересовала свой актуальностью и содержанием.

     Каждый  из нас живет в системе управленческих и организующих отношений, которые  становятся все более сложными, и  никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации  не может быть адекватным тем многообразным  и неординарным ситуациям, которые определяют стратегии регулирования или принятия единственно правильного решения.

     Следовательно, чтобы избежать управленческих ошибок, необходимо руководствоваться теорией  управления, общими законами и принципами науки.

     Однако  приходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельные страны, политические лидеры, общественные институты, руководители, сообщества людей, каждый человек в отдельности) пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практический деятельности. Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устойчивого развития в мире, в том числе и в России.

     Следует отметить, что в конце XX в. кризис управленческих экономических наук проявился в том, что из политэкономии «ушел» человек. Между тем сама экономическая деятельность становится сегодня в большей мере и средством и целью реализации жизненных сил человека как биологического существа.

     В XXI в. России в первую очередь предстоит понять, что в свете глобальных требований времени должен появиться принципиально иной тип управления, в центре которого – целостная глобальная система: Биосфера –Общество – Человек.

     Ключевое  место в этой системе занимает человек.

     Именно  управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный наряду с человеческим сегодня становится определяющим. Их неэффективное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин эти социальные ресурсы общества пока заторможены. Раскрыть их — задача первостепенной значимости.

     На  смену традиционному направлению  в менеджменте, нашедшему отражение  в американской модели управления, и относительно новому (поведенческому) направлению, воплощенному в японской модели, приходит научное направление, которое, по мнению многих исследователей, нужно характеризовать как обновленческое (культурно-информационное), построенное на новой парадигме управления.

     Основная  задача новой парадигмы менеджмента  конца ХХ – начала ХХI века состоит в том, чтобы сделать знания производительными. В этой связи ведущие исследователи в сфере менеджмента считают, что новая парадигма управления требует существенных изменений систем управления: простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности.

     Важнейшим направлением развития в России, позволяющим  резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.

     Таким образом, новая парадигма предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

     Таковы  некоторые черты управленческой парадигмы ХХI века, которые подготовлены всем предшествующим общественным развитием. В реальной жизни будущего они могут состояться и стать двигателем социального прогресса, выхода из системного кризиса, или же остаться невостребованными в управленческой практике субъектов управления. Их утверждение зависит от многих факторов: наличия политической воли как общества в целом, так и главных субъектов управления, их профессионализма и меры ответственности за все, что сегодня происходит в нашем неспокойном мире.

     Целью моей курсовой работы является:

  • определить сущность и понятие социального менеджмента;
  • рассмотреть научные школы социального менеджмента
  • изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
  • какой предстает перед нами система управления в настоящее время
  • каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
 
 
 
 
 

      
 

     1 Сущность  и содержание социального менеджмента

     1.1 Понятие социального менеджмента 

     Теория  и практика современного менеджмента  формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.

     Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера – специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.

     Социальный  менеджмент – это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов – человеческого.

     Основная  задача, которую решает социальный менеджмент, – это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления[11].

       Объектом социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы.

     Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

     В теорию и практику современного социального  управления в развитых странах широко проникла марксистская идея – ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

     Внедряемые  на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управленческих и организационных средств обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.

     Таким образом, речь идет о необходимости  более эффективного управления социальными  процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов[11].

     В настоящее время разрабатывается  теория и практика социального менеджмента.

     Это конструктивное, творческое, инновационное  управление выполняет теоретико-познавательную и созидательно-преобразующую функции в их органической связи. Первая функция реализуется с помощью информатизации, вторая – технологизации социального пространства. Следуя этой логике, технологизация социального пространства – главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

     Перед обществом стоит задача огромной значимости – убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, политики, максимально исключить политиканский диктат в интеллектуальной сфере и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.

     Чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем [3]. 

     1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента 

     Социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

     В сферу деятельности людей по социальному  управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями проблем социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

     Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации.

     Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

     Основным  элементом управления является целеполагание.

     Целополагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

     Содержание  социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

     Итак, уже само целеполагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Информация о работе Новая парадигма управления