Объект, предмет, метод теории организации. Современные подходы к теории организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие организации.
Рассмотреть объект, предмет и метод теории организации.
выявить периоды развития теории и практики управления
провести анализ школ управленческой мысли
исследовать различные подходы к теории организаций: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, постиндустриальную эпоху.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации………….…………….6
Понятие организации…………………………………………….….6
Объект, предмет и метод теории организации…………………….9
Глава 2. Развитие теории организации…………….………………………...…17
2.1 Периоды развития теории и практики управления…………………..17
2.2 Школы управленческой мысли……………………………….……….20
Глава 3. Современные подходы к теории организаций …………...………….24
3.1 Процессный подход………………………………………………….....24
3.2 Системный подход…………………………………………………......26
3.3 Ситуационный подход…………………………………………………27
3.4 Постиндустриальная эпоха………………………………………...…..30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТО и ОП (готовая).docx

— 290.53 Кб (Скачать)

 

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ УИС

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ".

 

на тему:

«Объект, предмет, метод теории организации. Современные подходы к теории организации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель группы № 181, 1 курса,

факультета управления,

майор внутренней службы

Прохоров Виталий  Александрович

 

 

Проверил:

Кандидат  юридических наук

Горкина Светлана Александровна

 

 

 

 

 

Рязань

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...…....3

Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации………….…………….6

    1. Понятие организации…………………………………………….….6
    2. Объект, предмет и метод теории организации…………………….9

Глава 2. Развитие теории организации…………….………………………...…17

2.1 Периоды развития теории и практики управления…………………..17

2.2 Школы управленческой мысли……………………………….……….20

Глава 3. Современные подходы к теории организаций …………...………….24

3.1 Процессный подход………………………………………………….....24

3.2 Системный подход…………………………………………………......26

3.3 Ситуационный подход…………………………………………………27

3.4 Постиндустриальная эпоха………………………………………...…..30

Заключение………………………………………………………………….……33

Список литературы………………………………………………………………34

 

Введение

Каждый человек в течение  всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация – сложный  организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи. Не понимая  сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации  нужны, как создаются  и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности  открываются, почему их участники действуют  так, а не иначе, - ответы на эти вопросы  призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной  России, когда происходит радикальная  смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и  поведению организаций предъявляют  рыночные отношения, предпринимательская  активность, развитие различных форм собственности, изменение функций  и методов государственного регулирования  и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных  изменений в технологической  базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жестокой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности. Изучение теории организации, призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и, в конечном счете – к их адаптации к условиям рыночных отношений.1

Развитие управления как  научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов  вперед. Скорее, это было несколько  подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны  с успехами в других областях, таких  как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались  эти науки, исследователи в области  управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти  знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к  управлению.

В то же самое время, научно-технический  прогресс и стремительные изменения  в бизнес-среде, заставили представителей управленческой мысли глубже осознать значение внешних по отношению к организации сил. Были разработаны новые подходы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.

Актуальность работы. Теория организации занимает важное место  в семье управленческих наук. Она  исследует организацию, как структуру, определяя принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения  ее эффективности. Практическое значение теории выражается в установлении законов  организации, как формы для создания эффективных методов управления. Однако закономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать  хоть сколь-нибудь применимыми в  практической деятельности. Основными  инструментами теории являются различные  подходы и методы анализа, построения и управления организацией.

Целью работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиск нового подхода, который  смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие организации.
  2. Рассмотреть объект, предмет и метод теории организации.
  3. выявить периоды развития теории и практики управления
  4. провести  анализ школ управленческой мысли
  5. исследовать различные подходы к теории организаций: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, постиндустриальную эпоху.

Методология и методика исследования – в основе исследования лежат  методы логико-правового и системного анализа, также сравнительный метод  научного познания.

 

Глава 1.Понятие организации. Объект, предмет и метод теории организации.

1.1 Понятие организации

Сам по себе термин «организация»  исторически происходит от древнегреческого «органон», что означает устройство, сочетание элементов в одно целое. В нынешней транскрипции термин «организация»  происходит от французского «organisation» и имеет несколько значений:

- объединение людей, совместно  реализующих программу или цель  и действующих на основе определенных  правил;

- упорядоченность, согласованность,  взаимодействие автономных частей  целого, обусловленные его строением;

- совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей  между частями целого;

- процесс, приводящий  к определенному, заранее запланированному  руководителем результату;

- функция управления, результатом  которой является перевод мысли,  замысла, решения управляющего  в реальное материальное образование. 

Как видим, термин «организация»  одновременно понимается и как состояние, и как процесс. В этой связи  теория организации имеет два  основных направления: теория организации - процесс и теория организации - явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например создания работоспособного коллектива. Как процесс она регулируется законами о труде, процессуальными и уголовными кодексами. Как явление она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Как явление в России организации регулируются Гражданским кодексом РФ.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов (свойство организационной  сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации, что и отражено на рис.1.1.

Организация обладает следующими общими признаками:

- определение ее характера  кадрами и менеджером;

- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера.2

Незапланированные действия предполагают установление ответственности  в менеджменте;

- определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;

- единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Рисунок 1.1 - Понятие термина «организация»

Управленческие школы  дают разные определения понятия  «организация» (рис.1.2):

1. Школа науки управления (классическая) определяет термин  организации" как процесс, целью  которого является направление  и использование усилий определенного  количества людей для достижения  определенной цели. Понятие «организация»  охватывает: функциональный аспект, разделение труда, структуризацию  отношений и власть.

2. Теория человеческих  отношений и поведенческая школа  определяют термин «организация»  как социальный организм, внутри  которого осуществляется организационное  поведение. 

3. Современные направления  сочетают два предыдущих определения,  то есть объединение структурного  и поведенческого аспекта одновременно .

Рисунок 1.2 - Различие в определении термина  «организация»

На протяжении XX века менеджмент выступал в роли фактора, организующего  экономическую деятельность.3 По мере накопления и практического закрепления знаний происходило формирование принципов эффективного руководства.

1.2 Объект, предмет и метод теории  организации.

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает: какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется  в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправдано  лишь тогда, когда открываются собственные  объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что  направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом –  исследуемые с определенной целью  стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки  зрения и объект, и предмет познания – феномены однопорядковые, относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту.

Авторы  различных школ и направлений  в теории и практике менеджмента, по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении Ф. У. Тейлора объектом организации является организация  труда, а предметом - трудовые процессы, трудовые приемы, движения, методы работы. У Генри Форда объектом организации  является организация производства, а предметом - технологические потоки, производственные процессы. В классической школе в качестве объекта выступает  организация в целом, а предметом  организации являются структуры и функции аппарата управления, регламентация содержания и методов работы. Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации.

В теории организации объектом изучения выступает  организационный опыт окружающей нас  действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении  этих способов, установлении тенденций  и закономерностей их развития и  роли «в экономии мирового процесса».

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных  систем, объект теории организации  носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем  до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений.

Информация о работе Объект, предмет, метод теории организации. Современные подходы к теории организации