Общее управление организаций: принципы и процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены процесс управления, его сущность и принципы. Так же объектом исследования станет общее управление на предприятии ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация». Исходя из вышеизложенного, задачами курсовой работы являются:

Выявление сущности, структуры, управления и его принципов.
Обоснование факторов и условий эффективного функционирования процесса управления.
Разработка научно-практических рекомендаций.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы управления организацией 5

1.1 Сущность управления 5

1.2 Принципы управления 13

Глава 2. Анализ процесса управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 22

2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 22

2.2 Оценка системы управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 28

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 33

Заключение 36

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ  ВПО « Чувашский государственный университет

им. И.Н. Ульянова»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 

Дисциплина: «Теория организации» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Общее  управление организаций: принципы и процессы» 
 
 
 

Студент гр. ФЭМ 81-09   Афанасьева Татьяна Васильевна 

Научный руководитель: доцент Теренина Галина Михайловна    
 
 
 
 

Чебоксары 2010 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                  3     

Глава 1. Теоретические  основы управления организацией                                5

    1.1 Сущность управления                                                                               5

    1.2 Принципы управления                                                                            13

Глава 2. Анализ процесса управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация»   22

    2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО АБС «ЗЭиМ   Автоматизация»                                                                                            22

    2.2 Оценка системы управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация»    28

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления АБС «ЗЭиМ Автоматизация»                                                                                       33

Заключение                                                                                                            36

Список литературы                                                                                               38 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В общем виде управление  следует  представлять как  умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект  людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление  - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. Управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

    Повышение интереса к управлению говорит о  значительных социальных и экономических  переменах, произошедших в обществе. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в каких других странах  мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. К числу таких изменений относятся следующие:                                                                                           

    - изменение структуры собственности,  связанной с разрушением  монополии  государства в сфере производства, созданием базы для формирования  эффективных собственников;

    - изменение отраслевой структуры  производства в результате ее  приспособления к новой структуре спроса и возникновения достаточно большого количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

    - изменение условий внешнеэкономической деятельности.

    Всем  предприятиям приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля деятельности, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.

    Таким образом, все компании, фирмы и  предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение  проблемой эффективного управления. Оптимальное решение этого вопроса обеспечит длительное и успешное функционирование организации, что важно для её сотрудников и общества в целом.

    В данной работе будут рассмотрены процесс управления, его сущность и принципы. Так же объектом исследования станет общее управление на предприятии ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация». Исходя из вышеизложенного,  задачами курсовой работы являются:

  1. Выявление сущности, структуры, управления и его принципов.
  2. Обоснование факторов и условий эффективного функционирования процесса управления.
  3. Разработка научно-практических рекомендаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Сущность  управления

    Управление  — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент [9. C. 9].

    П. Друкер (США) считает, что управление - это "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную  целенаправленную и производительную группу". Американский ученый К. Киллен определил управление как "выполнение работы чужими руками". Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

    Деятельность  любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

    Особенностью  современного управления является его  направленность на эффективное ведение  хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений и высокому уровню удовлетворения потребностей людей.

    Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

    Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

    Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

    Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

    Если  управление - это воздействие, то существуют:

    • среда (система управления) - систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом;
    • средства (механизм управления) – элементы, способствующие осуществлению управления и достижения определенных целей;
    • действия (процесс управления) - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

    В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при  этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

    • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
    • объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

    Субъект управления - это звено или часть  системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично руководителем, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров.

    В качестве объекта управления выступают  работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

    Организации в процессе своей деятельности, в том числе и управленческой, используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:

    - товарные запасы;

    - финансовые ресурсы;

    - информационный массив;

    - персонал организации.

    Управление  является реальным, если имеются, с  одной стороны, потребность и  возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

    Управленческая  деятельность субъекта приобретает  определенную направленность в зависимости  от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

    Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т. п.), во- вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

    Так, если объект управления не является собственником  средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.

    Существует значительное количество видов управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором определенных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами, приведенное в таблице 1 [12. C. 23].

                                                                                                    Таблица 1

    Видовая классификация управления

Признак классификации Виды управления
Источник  управленческого воздействия Централизованное, децентрализованное
Адаптивность (приспособляемость) Адаптивное, консервативное
Расположение  субъекта управления по отношению к  объекту Внутренне, внешнее
Временной фактор Стратегическое, тактическое
Подготовленность  управленческого персонала Любительское, профессиональное
Способ  выработки управленческого решения Коллегиальное, единоначальное
Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное
Тип управленческих взаимосвязей Субординационное, координационное
Отношение к субъекту управления или восприятие воздействия Принудительное, доверительное
Качество  управления Дилетантское, качественное
Системность управления Несистемное, системное
Используемые  в управлении знания Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)
Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т. д.
Направленность управления Горизонтальное, вертикальное
Эффективность управления Эффективное, неэффективное
Жесткость (мягкость) управления Жесткое, мягкое
Автоматизация управления Автоматизированное, неавтоматизированное
Формализация  управления Формализованное, неформализованное
Персонификация  управления Персонифицированное, неперсонифицированное
Компетентность  управления Компетентное, некомпетентное
Управленческие  воздействия Непосредственное, опосредованное

Информация о работе Общее управление организаций: принципы и процессы