Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7
1.1.Эволюция организационных структур управления………………………7
1.2. Понятие и сущность организационных структур управления………….12
1.3. Основные звенья и связи ОСУ…………………………………………….16
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19
2.2.Иерархические организационные структуры управления………………..23
2.3. Проектирование организационных структур управления как обязательный фактор управления……………………………………………..29
2.4. Совершенствование организационных структур управления
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.51 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТЕННОГО  И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Организационная структура  управления: виды, эволюция, принципы проектирования»

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила студентка

                                                                          факультета ГМУ

                                                                          группы 525

                                                                          Петрова Екатерина                                                                                   

                                                                 Александровна

                                                                                                        

                                                                          Научный руководитель:

                                                                          ст. преподаватель

                                                                                Хашева Ирина Анатольевна

 

 

 

Ростов - на -  Дону

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7

1.1.Эволюция организационных  структур управления………………………7

1.2. Понятие и  сущность организационных структур  управления………….12

1.3. Основные звенья  и связи ОСУ…………………………………………….16

ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19

2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19

2.2.Иерархические  организационные структуры управления………………..23

2.3. Проектирование  организационных структур управления  как обязательный фактор управления……………………………………………..29

2.4. Совершенствование  организационных структур управления 
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая сложная система  строится по иерархическому, многоуровневому  принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и  имеющими схожие права.  
     Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.  
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.

Разумно созданная структура  системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так  как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов  объекта управления и обеспечивает целостность системы.  
Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы.  
Организационная структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров.  
Актуальность и значимость темы исследования заключается в следующем: Постоянно меняющаяся рыночная ситуация, необходимость внедрения новых технологий и освоения новой продукции, весьма слабая доля вероятности результатов прогнозирования заставляют многих специалистов скептически относиться к организационным структурам управления и настойчиво требовать их постоянной корректировки.  
Функционирование системы управления без четко продуманной структуры практически невозможно. Управление должно обеспечивать выживаемость предприятия, перспективное развитие, а также достойную оплату труда и социальные гарантии его работникам. Поэтому возрастает актуальность рассмотрения вопросов связанных с проектированием и анализом современных организационных структур управления.

Необходимо  отметить, что эффективность управления деятельностью зависит оттого, насколько грамотно сформирована организационная структура управления и насколько она соответствует цели деятельности организации. 
     В настоящее время под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Можно сказать, что структура управления есть не что иное, как оптимальное распределение работы, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между членами коллектива организации. Целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.

Объектом исследования являются организационные структуры управления (ОСУ).

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления.

Цель курсовой работы: теоретическое и практическое исследование организационных структур управления.

Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;
  2. рассмотреть становление и историю развития организационных структур управления, цикл перехода одной организационной структуры в другую;
  3. определить понятие и сущность организационных структур управления;
  4. выявить основные звенья и связи организационных структур управления;
  5. изучить виды организационных структур управления (иерархические и адаптивные), их достоинства и недостатки;
  6. раскрыть принципы и этапы проектирования управленческих структур;
  7. рассмотреть влияние совершенствования организационных структур;  
  8. управления на развитии вуза на современном этапе;
  9. сделать соответствующие выводы по данной проблематике.

        Степень научной разработанности проблемы. Важный вклад в исследование организационных структур управления внесли отечественные и зарубежные ученые и специалисты: Владимирова И.Г., Гапоненко А.Л., Кочеткова А.И., Лафта Дж.К., Лукичева Л.И., Метелев С.Е., Мескон.М., Иванкин И.К., Панкрухина А.П.

        Хотелось бы особенно отметить профессоров Северо-Кавказской академии государственной службы Албастову Л.Н., Игнатова В.Г.

           Методология исследования выстроена с применением таких методов:

- проработка источников, различающихся по времени написания  (исторический метод);

- анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение и синтез  различных точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

- методы теоретического  и эмпирического анализа

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность, сформулированы цели и  задачи работы, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, структура работы.

В первой главе  рассматриваются эволюция, сущность и основные понятия организационных  структур управления.

Во второй главе  рассматриваются виды организационных  структур управления и принципы их проектирования.

В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Эволюция организационных структур управления

Первые организации  появились очень давно с момента  образования общинно – родового строя и в процессе развития человека также эволюционировались. Как правило, организации древности характеризовались жестко централизованным управлением и иерархической структурой подчинения. В эпоху нестабильности, выживали только те организации, которые умели гибко реагировать в условиях внешней среды и управлялись гораздо эффективнее. Это означает что организации которые смогла построить четко выраженную структуру и иерархию управления становились великими благодаря четким целям и скоординированным действиям, также и сейчас.  
        Из века в век структура организаций становилась все сложнее и сложнее, росло количество стоящих перед ними задач, но в связи с бурным развитием капиталистических отношений в XIX веке зародились совсем новые организации, такие как промышленные, финансовые, промышленно-финансовые. Характер и структура управления этими организациями отличалась от предыдущих. Сократилось количество руководителей среднего звена, уменьшилась степень централизации управления. Основной целью таких организаций стало получение устойчивой прибыли.  
Таким образом, в эпоху капиталистических отношений образуются новые организации, которые по существу представляют собой основу общественной жизни государства, источником его благ и богатств. Изменение условий общественных отношений влекло за собой коренные изменения в характере и принципах управления организациями.

Первой эффективной  организационной структурой как  таковой была модель, концепция которой сформулирована немецким социологом Вебером в 1900-х гг. Она не содержала описания конкретной организации и называлась рациональной бюрократией.

Характеристики  рациональной бюрократии:

•   узкое  разделение труда;

•   иерархичность  уровней управления, единоначалие;

•   наличие  взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность процессов и координацию выполнения задач;

•   дух формальной обезличенности в отношениях в организации;

•    осуществление  найма на работу и увольнения лишь в соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

С течением времени  бюрократия стала классической. Основная идея данной модели — не допускать произвола собственников предприятий, приоритета личных задач над организационными. Формальные процедуры сделали бюрократию более объективной, нежели любая другая структура, в ней нет места местническим интересам отделов, она устойчива и адаптивна при эффективном руководстве, базируется на концепции социального равенства.

Однако имеются  и хорошо известные недостатки современной бюрократии:

•  неспособность  к внедрению новшеств;

•  отсутствие достаточной мотивации сотрудников;

•  невозможность  принятия нестандартных решений.

С усложнением  бизнеса как системы появилось  такое множество управленческих и производственных функций, что бюрократическая система перестала отражать изменения внешней среды. Появилась департаментализация — деление фирмы на подразделения в зависимости от функций, ассортимента, круга клиентов, региональных рынков и совокупных аспектов деятельности. Имеются несколько типов департаментализации:

1)  функциональная  — традиционная (классическая) форма  организации бизнеса (производство, финансы, кадры и т. д.);

2) дивизиональная продуктовая структура — характеризуется более мелкими подразделениями, нежели функциональная, причем деятельность каждого из них связана с определенным продуктом из ассортимента и они имеют в своем составе специалистов по всем основным производственным и управленческим функциям;

3)  дивизиональная структура, ориентированная на потребителя, — по организационному принципу аналогична предыдущей структуре, каждое подразделение занимается отдельным типом клиентов (банки);

Информация о работе Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования