Органы управления в области госбезопасности и суда в 80-е годы 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О Верховном суде СССР», в котором устанавливалось, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.

Работа содержит 1 файл

Органы управления в обл госбезопаснотси и суда в 80 г.docx

— 28.05 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ 
 
 

Органы  управления в области  государственной  безопасности

и суда в 80-е годы XX века

Сообщение

студентки заочного отделения 5 курса группы 070752

Порхуновой Галины Сергеевны 
 

                                        Научный руководитель:

                М.И. Варфоломеева 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

БЕЛГОРОД 2011

 

      Органы управления в области суда 

     30 ноября 1979 г. был принят Закон  СССР «О Верховном суде СССР», в котором устанавливалось, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входят председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действует в составе Пленума, рассматривает в порядке надзора по делам протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривает материалы обобщения судебной практики и статистики, утверждает составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

     Судебные  коллегии утверждаются Пленумом из числа  членов Верховного суда СССР. Они рассматривают, как первая инстанция, дела исключительной важности, в порядке надзора - протесты на решения Верховного суда союзных республик, разрешают споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел.

     Военная коллегия рассматривает, как суд первой инстанции, дела исключительной важности, подсудные военным трибуналам, выступает как кассационный суд по их приговорам и рассматривает в порядке надзора протесты на их решения. Военные трибуналы создаются в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им подсудны все дела о преступлениях (гражданские дела они рассматривают лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды).

     Народный  суд являются низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривает  как первая инстанция большинство  гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды ведут  и большую воспитательную работу среди населения. При народных судах  состоят судебные исполнители, назначаемые  председателем народного суда. Они  исполняют решения суда, приговоры.

     Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляла Прокуратура СССР. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О Прокуратуре СССР». Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, краев и областей и округов, районных, городских прокуратур. Могут быть созданы и иные прокуратуры (так, в 1989 г. была создана Уральская межрайонная природоохранная прокуратура как орган надзора за соблюдением природоохранного законодательства в районе Аральского моря). Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР: одно Главное управление по надзору за следствием и дознанием (в составе управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел и следственной части) и 14 управлений. Кроме того, в составе Прокуратуры СССР созданы несколько отделов (по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, систематизации и пропаганды советского законодательства и др.) и Главная военная прокуратура.

     Обеспечение защиты прав и интересов предприятий, учреждений и организаций при  разрешении хозяйственных споров занимаются органы государственного арбитража. В  СССР действовали Государственный  арбитраж СССР при СМ СССР (с 12 февраля 1987 г. - Государственный арбитраж СССР), государственные арбитражи союзных и автономных республик при правительствах республик, государственные арбитражи краев, областей при исполкомах Советов народных депутатов. В задачи этих органов входили разрешение хозяйственных споров, содействие улучшению договорной и претензиозной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, разработка предложений и мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

     Важное  место в механизме социалистической демократии занимала адвокатура, представляя  собой общественную организацию, призванную оказывать юридическую помощь гражданам  и организациям. В соответствии с  Законом СССР «Об адвокатуре СССР» от 30 ноября 1979 г. она содействовала охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Адвокатские функции выполняла также Иностранная юридическая коллегия (Инюрколлегия) - централизованное межтерриториальное объединение адвокатов, специализирующееся на оказании юридической помощи советским и иностранным гражданам и организациям, а также лицам без гражданства. Инюколлегия как общественная организация осуществляла обязанности по охране прав граждан в пределах СССР и за границей. Она вела наследственные, пенсионные, бракоразводные дела, дела о взыскании алиментов, о востребовании страховых вознаграждений и вкладов, о возмещении ущерба, дела, вытекающие из договоров о морских, железнодорожных и воздушных перевозках, внешнеторговых сделках и др.

     Большое значение имеет деятельность нотариальных органов. Нотариатом называют систему  государственных органов (нотариальных контор), в обязанности которых  входит удостоверение бесспорных прав и фактов, имеющих юридическое  значение. Организация и деятельности нотариата определялась Законом  СССР от 19 июля 1973 г. "О государственном  нотариате" и положениями о  государственном нотариате союзных  республик. Выполнение нотариальных действий возложено на государственные нотариальные конторы. В населенных пунктах, где  нет нотариальных контор, некоторые  нотариальные действия совершали исполнительные органы местных Советов. Выполнение нотариальных действий за границей возлагалось на консульские учреждения СССР. Нотариальные действия совершаются по вопросам охраны имущества, права наследования, сделок, удостоверения завещаний, доверенностей и т.п.

     В 70-80-е годы пренебрежение к закону со стороны бюрократии обернулось правовым нигилизмом населения, что повлекло за собой ухудшение трудовой дисциплины, рост преступности, падение нравственных устоев. Все это создало условия  для различного рода злоупотреблений, произвола и привело к отчуждению государства от граждан. 

     Органы  управления в области  государственной  безопасности 

     Комитет государственной  безопасности - одна из мощнейших в мире организаций по обеспечению государственной безопасности. КГБ было создано в марте 1954 года на базе существовавшего Министерства госбезопасности.

     Приказом  председателя КГБ от 18 марта 1954 г. была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных  и обеспечивающих подразделений, были образованы:

  • Первое главное управление — внешняя разведка и контрразведка, «активные мероприятия», анализ поступающей из резидентур информации;
  • Второе главное управление — внутренняя контрразведка, борьба со шпионажем и с подрывными действиями, промышленная безопасность;
  • Третье главное управление - контрразведка в советских вооруженных силах (военная контрразведка), ОО (особые отделы);
  • Четвертое управление - политический розыск, вело работу по розыску политических преступников и изменников родины, в дальнейшем занималось охраной и внутренней безопасностью посольств и консульств, осуществляло контрразведку на транспорте;
  • Пятое управление — борьба с антисоветской деятельностью (работа во всех идеологических организациях, с диссидентами);
  • Шестое управление — контрразведка на всех видах транспорта (занималось антидиверсионной деятельностью, предотвращением опасных ситуаций и т. д., впоследствии занималось защитой госсекретов в экономике);
  • Седьмое управление — служба наружного наблюдения (оперативный поиск);
  • Восьмое главное управление — шифровальное и дешифровальное, работало по прямому назначению;
  • Девятое управление — обеспечение охраны руководства страны и секретных объектов, Кремлевский полк;
  • Десятое управление – учетно-архивное;
  • Главное управление пограничных войск;
  • Управление правительственной связи;
  • Инспекторское управление — осуществляло проверку деятельности подразделений КГБ в центре и на местах;
  • Следственная часть по особо важным делам (на правах управления);
  • Управление хозяйственной службы.

     Кроме перечисленных главков и управлений в составе комитета существовали десять самостоятельных отделов, затем  добавилось еще два.

     2 апреля 1957 г. КГБ при СМ СССР были переданы из структуры МВД пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск (ГУПВ).

     В пункте 1 Положения о КГБ и его  органах на местах, утвержденного  постановлением Совета министров СССР 9 января 1959 г., подчеркивалось, что органы государственной безопасности «...являются политическими органами, осуществляющими мероприятия коммунистической партии и правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР. Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства...  Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального комитета КПСС».

     В пункте 11 раздела «Кадры органов и войск государственной безопасности» положения отмечалось: «Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам».

     В пункте 12 подчеркивалось: «Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Надзор за следствием в органах госбезопасности осуществляется генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР».

     С введением в действие новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР и союзных республик  к подследственности, то есть к компетенции органов КГБ при СМ СССР, была отнесена работа по 15 составам особо опасных и иных государственных преступлений, в том числе измене Родине, шпионажу, разглашению государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, террористическим актам, диверсиям, вредительству, нелегальному переходу государственной границы, контрабанде, незаконным валютным операциям, антисоветской агитации и пропаганде, организационной антисоветской деятельности.

     18 мая 1967 г. на должность председателя  КГБ при СМ СССР был назначен Секретарь ЦК КПСС и заведующий отделом ЦК по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран Ю.В. Андропов.

Информация о работе Органы управления в области госбезопасности и суда в 80-е годы 20 века