Основные подходы к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Практика управления так же стара, как и сами организации. Наука управления как самостоятельная дисциплина очень молода, официально признана в начале 20 века. До 20 века вряд ли кто задумывался, как управлять организацией системно, главный интерес - как заработать больше денег и добиться большей политической власти, используя организацию. В 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Основы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой. В результате эволюции управления как научной дисциплины сформировались различные школы менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Основные подходы к управлению.pptx

— 247.80 Кб (Скачать)

Основные  подходы к управлению

Существует  четыре основных подхода к управлению:

 

- с позиции  выделения различных школ в  управлении;

 

- процессный  подход;

 

- системный  подход;

 

- ситуационный  подход.

Подход с позиции  выделения различных школ в управлении.

 

Практика  управления так же стара, как и  сами организации. Наука управления как самостоятельная дисциплина очень молода, официально признана в начале 20 века. До 20 века вряд ли кто  задумывался, как управлять организацией системно, главный интерес - как заработать больше денег и добиться большей  политической власти, используя организацию. В 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал  свою книгу «Основы научного управления», считающуюся началом признания  управления наукой. В результате эволюции управления как научной дисциплины сформировались различные школы  менеджмента.

 

 

1920 – 1950 гг. Представители:  А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни.

 

 Цель школы  – создание  универсальных принципов  управления, следование этим принципам  должно привести к успеху. Принципы  затрагивали 2 аспекта:

 

1.    Разработка  рациональной системы управления  организацией. Управление - универсальный  процесс, состоящий из функций  (планирование и организация).

 

2.     Построение  структуры организации и управления  работниками. Принцип единоначалия - человек должен получать приказы  от одного начальника и подчиняться  только ему.

 

Классическая  школа менеджмента.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, ста­бильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

Школа человеческих отношений.

 

1930-1950 гг. Представители:  М. Фоллетт, Э. Мэйо.

 

 Считали человеческий  фактор основным элементом эффективности  организации. Четко разработанные  операции и хорошая оплата  труда не всегда ведут к  повышению его производительности. Сила взаимоотношений между людьми  могла и часто превосходила  усилия руководителя. Иногда работник  реагировал гораздо сильнее на  давление со стороны коллег, чем  на желание руководства и материальные  стимулы. Если руководство проявляет  большую заботу о своих работниках, то их удовлетворенность возрастает, что ведет к увеличению производительности  труда. Рекомендуют использовать  приемы управления человеческими  отношениями (эффективное действие  непосредственно начальников, консультации  с работниками, более широкие  возможности для общения).

Школа поведенческих  наук.

 

950 гг. - наши дни. Представители: К.  Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.

 

 

 Поведенческие  науки — психология, социология. Изучали аспекты социального  взаимодействия, мотивации, характера  власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания  работы и качества трудовой  жизни. Отошли от школы человеческих  отношений и сосредоточились  на методах налажива­ния межличностных  отношений. Новый подход - помочь  осознать работнику свои собственные  возможности. Цель школы - повышение  эффективности организации за  счет повышения эффективности  ее человеческого ресурса.

Школа количественного  подхода к управлению.

 

1950 гг. - наши дни. Становление данной  школы связано с развитием  математики, статистики, инженерных  наук, компьютерных технологий. Применяются  количественные методы (исследование  операций) - методы научного исследования  к операционным проблемам организации.  После постановки проблемы разрабатывается  модель ситуации, которая упрощает  реальность, представляет ее абстрактно, облегчает понимание. Переменные  сокращаются для управляемого  количества, им задаются количественные  значения, что позволяет их сравнить  и описать отношения между  ними.

 Процессный подход.

 

Впервые предложен административной школой. Управление как процесс - работа по достижению целей с помощью других, серия непрерывных, взаимосвязанных  действий. Эти действия - управленческие функции, каждая функция - так же непрерывный  процесс взаимосвязанных функций.

Различными  авторами выделяются различные функции, мы выделяем 4 первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) - самостоятельная деятельность.

 

Планирование  – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

 

 Организация  – процесс создания структуры  предприятия, повышающий эффективность  совместной работы людей для  достижения целей.

 

 Мотивация  – процесс побуждения себя  и других людей к деятельности  для достижения целей организации.

 

 Контроль  – процесс, обеспечивающий достижение  организацией поставленных целей,  включающий установку стандартов, измерение результатов и корректировку.

 

 Коммуникации  – процесс обмена информацией  между двумя и более людьми.

 

 Принятие  решений – процесс выбора альтернатив.

 

 Лидерство  – способность влиять на индивидуумов  и группы людей, чтобы побудить  их работать для достижения  цели.

Системный подход.

 

Организация рассматривается как система (некоторая  целостность, состоящая из взаимосвязанных  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, и  если одна из них будет отсутствовать  или функционировать неправильно, то вся система будет функционировать  неправильно).

Системы бывают закрытыми (относительная независимость  от внешней среды) и открытыми (взаи­модействует с внешней средой). Все организации - открытые системы. Крупные составляющие сложных систем называются подсистемами (в организациях - это отделы). Руководитель должен настроить все элементы и  подсистемы организации на эффективное  функционирование и адаптировать организацию  к изменениям внешней среды для  ее выживания и развития. 

 Ситуационный  подход.

 

    • Основным аспектом в ситуационном подходе является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Разработан в конце 60-х гг. Как и системный поход является не набором руководств, а способом мышления.

Хотя управление как процесс одинаково, варьируются  приемы руководителя, и руководитель должен выбирать, какие приемы будут  в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации. Методология ситуационного  подхода заключается в том, что  руководитель должен:

 

    • 1.    Быть знаком со средствами профессионального управления.

 

    • 2.    Знать сильные и слабые стороны каждой из управленческих концепций и методик и  предвидеть последствия от их применения.

 

    • 3.    Уметь правильно понимать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой их изменение.

 

    • 4.    Уметь увязывать конкретные приемы к конкретной ситуации, чтобы обеспечить достижение целей самым эффективным путем.

 

Успех или неудача  применения ситуационного подхода  определяется на 3-м этапе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Информация о работе Основные подходы к управлению