Основы изобретательского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:31, реферат

Описание работы

Изобретательское творчество - один из древнейших и первейших видов деятельности человека. Изобретатель - это фантазер и чудак, который не боится мыслить и видеть мир по-своему. Назначение изобретателя - быть первопроходцем в той области, которая его больше всего интересует. Он первый способен увидеть проблему, осмыслить ее и решить. И только со временем она становиться понятна всем. Все новое рождается как "ересь", а потом становиться обычным - общепринятым. Все достижения во всех областях науки и техники, которые имеет человечество на сей день, не состоялось бы без чудаков и фантазеров - изобретателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..Стр.3-4

Схема творческого процесса……………………………………..............…Стр.5

Эвристические методы поиска новых решений…………………………...Стр.6

Теория решения изобретательских задач………………………………….Стр.7-8

Развитие изобретательских способностей студентов…………………….Стр.9-10

Список используемой литературы…………………………………………Стр.11

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОНИ.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Значительное  психологическое воздействие оказывает  само существование и использование  алгоритма: работа по программе придает  уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специализации и, главное, ориентирует работу мысли в наиболее перспективном (в соответствии с развитием технических систем) направлении.

     Алгоритм  снабжен постоянно пополняемым  обширным, но в то же время компактным информационным фондом. Имеется обширный фонд задач-аналогов. Алгоритм обеспечивает многоразовый подход к решению задачи, к поиску решения.

     Решение задачи по алгоритму – это в  большой мере исследовательская  работа, в результате которой можно  получить нечто большее, чем решение  одной, пусть даже и очень важной задачи.

     Для повышения эффективности работы изобретателя в теории решения изобретательских задач создано специальное информационное обеспечение: таблицы и указатели  изобретательского применения физических, химических, геометрических эффектов и явлений. Теория включает ряд психологических операторов, предназначенных для уменьшения психологической инерции, а также систему упражнений по тренировке и развитию творческого воображения.

     Теорию  решения изобретательских задач  можно использовать в различных областях техники для решения актуальных технических, научных и управленческих задач, прогнозирования развития, выявления перспективных направлений развития и задач с последующим их решением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  изобретательских способностей студентов 

     Развитие  изобретательских способностей студентов  – деятельность, основанная на использовании  комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и  средства следует рассматривать как дополнение к существующей системе инженерной подготовки. Творческая работа изобретателя начинается уже на первом этапе аналитической стадии – при выборе задачи. Второй этап аналитической стадии – выявление основного звена задачи. решающего противоречия – третий этап аналитической стадии.

     Основные  способы и средства развития изобретательских способностей студентов включают следующие  виды деятельности:

     -        изучение фундаментальных дисциплин  (математики, физики, химии и др.) с использованием примеров открытий и изобретений в каждой дисциплине, а также возможностей и путей, реализованных в каждой дисциплине для целей анализа и синтеза новых принципов действия и технических решений;

     -        изучение дисциплин по основам  изобретательского творчества, основам и методам технического творчества;

     -        гуманитарную подготовку, связанную  с повышением морально-нравственных  качеств личности, изучением психологии  творческих процессов, творческим  овладением элементами отдельных  искусств, развитием ощущения вкуса к красоте и гармонии в природе, искусстве и технике;

     -        освоение средств компьютеризации  инженерного и технического творчества  и адаптацию их к задачам  специальности;

     -        изучение дисциплин по истории  техники, законам и закономерностям техники, теории проектирования новой техники с адаптацией их к специальности (фундаментализация технических дисциплин);

     -        постановку и решение реальных  задач инженерного и технического  творчества в курсовом и дипломном  проектировании;

     -        изготовление и испытание студентами экспериментальных и опытных образцов по собственным творческим разработкам;

     -        оформление заявок на собственные  изобретения и их защита (переписка  с экспертами);

     -        проведение внутривузовских и  межвузовских конкурсов и олимпиад по техническому творчеству студентов.

     Процесс создания изобретения имеет две  стороны: материально-предметную и  психическую. Для выявления материально-предметной стороны изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений является одним из важнейших источников психологии изобретательского творчества.

     Для выявления психологических закономерностей  изобретательства необходимо систематическое наблюдение за процессом творческой работы изобретателей, обобщение опыта новаторов, экспериментальное исследование процесса изобретательского творчества путем постановки опытов в условиях, максимально приближенных к действительным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

    1. В.И. Коробко  «Основы научных исследований», М. 2000г.
    2. М.Ф. Трофимова, П.М. Заика «Основы научных исследований», М. Колос, 1993г.
    3. Ресурсы сети интернет.

Информация о работе Основы изобретательского творчества