Понятия "система" и "организация". Их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

Работа содержит 1 файл

Задача контрольной.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Вариант № 15 

    по  дисциплине «Теория организации»__ 
 
 
 
 
 
 

                                                          Студент                 

    (Ф.И.О.)

                                                                         Курс      № группы

                                                                                              Личное дело №

                                                                 Преподаватель

    (Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва  – 20.. 

    1. Раскройте взаимоотношения  между понятиями  «система»

    и «организация».

    В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало  главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система - (гр.-целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.  
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем.

    Организация-(лат.-organizo-сообщаю  стройный вид, устраиваю):

    1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 
2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 
3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация). 
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.  
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий. 
Однако все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации- это:

     1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

    2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща);

    3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).

      “Организация- это система средств и методов, с помощью которых большое число занятых сложными задачами людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым, связывает себя с каждым другим лицом в процессе сознательного, систематического установления и последующего достижения взаимно согласованных целей”. 

    2. Основные части  системы управления  организацией: что  входит в механизм  управления и в  управленческую деятельность.

    Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

    Управление  организацией - это непрерывный процесс  влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

    Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление  общей цели или набора целей, стоящих  перед организацией. Для координации  действий должен существовать специальный  орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 1.1.

    В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации.

    .

    

    Рис.1.1. Взаимодействие управляющей и управляемой части деловой организации  
А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.
 

    На  этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

    Заметим, что управленческое решение - это  результат коллективного творческого  труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

    Управляемая часть - это различные производственные и функциональные подразделения, занятые  обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации.

    Исходным  положением будет представление  о управленческой деятельности. Управленческую деятельность определим как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности направленный на удовлетворение какой-либо социально-значимой потребности (заказа). Этот цикл состоит из следующих процессов:

    - фиксация возникновения социально-значимой потребности, как представления о том, чего не  хватает обществу для обеспечения своего жизнесуществования;

    - создание деятельности по достижению продукта, который может удовлетворить данную потребность;

    - получение требуемого продукта;

    - фиксация удовлетворения потребности.

    Таким образом в цикле управленческой деятельности  можно зафиксировать три типовые деятельностные позиции: заказчик, управленец и исполнитель. Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее  удовлетворение. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в построенную управленцем деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему деятельностью и управленцем как носителем этих требований.  

    3. Дайте определения  зависимости, закона  и принципов организации.

    Зависимость – это связь между переменными  входа и выхода.  Зависимость  может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть:

    - Объективными и субъективными,

    - Кратковременными и долговременными,

    - Моральными и аморальными.

    Объективные зависимости формируются независимо от воли людей.

    Субъективные  зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.

    К кратковременным зависимостям относятся (например) зависимости выбора вариантов  решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личных качеств нового руководителя.

    К долговременным относятся: зависимость  заработной платы работника от его  производительности, зависимость прибыли  организации от величины устойчивого  спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.

    Моральные зависимости связаны с соблюдением  установленных в общественной формации норм поведения человека, идеалов  добра и зла.

    Аморальные  зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека.

    Таким образом, все решения, принимаемые  человеком, или его поступки, так  или иначе, подчиняются некоторым  осознанным зависимостям. Из категории  «зависимость» вытекает понятие закона. Закон – это зависимость, которая либо:

    - зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.);

    - является общепринятой нормой для большой группы людей и организации;

    - получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

    Законы  аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и  аморальными.

    Объективные законы носят название законы организации, а субъективные – законы для организаций. Так же, как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений.

    Закон – это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. – это статика.

    Закон, закономерность с позиций менеджмента  можно представить  как связь  целей управления со средствами и  методами их достижения.

    Законы  играют решающую роль в теории организации, в том числе:

    - образуют теоретический фундамент;

    - способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

    - позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

    - позволяют анализировать зарубежный опыт.

    Законы  организации по важности делятся  на два уровня. К первому относятся основополагающие законы организации: закон синергии, закон самосохранения и закон развития, ко второму – менее важные законы организации: закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.

    Принципы  организаций — это исторически сложившиеся базовые исходные положения, лежащие в основе их формирования и функционирования. На основе каждого принципа выводятся определенные требования и рекомендации, нарушение которых или пренебрежение которыми неизбежно приводит к снижению экономической и социальной эффективности организации.

    Принцип разделения труда — это базовый принцип организации, в основе которого — невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип — отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом. В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая с определенными потребностями людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных образованиях — этносах, государствах, социальных группах, организациях.

    Принцип иерархии: иерархия от греческих слов hieros — священный, и arche — власть. — это принцип, определяющий распределение элементов системы по уровням в зависимости от общности функций (свойств) этих элементов и силе оказываемого влияния на другие элементы. Стандартное иерархическое взаимодействие между элементами системы осуществляется в порядке от высшего к низшему, иными словами, в системе выделяются управляющие уровни и элементы и управляемые, которые от них зависят.

Информация о работе Понятия "система" и "организация". Их взаимосвязь