Проектирование организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………….... 3
Глава 1. Сущность организации……………………………….. 5
1.1. Понятие и сущность организации……………………………..
5
1.2. Принципы создания организации……………………………...
8
1.3. Методы проектирования организации………………………... 12
Глава 2. Организационное проектирование……………….. 16
2.1. Сущность и содержание организационного проектирования
16
2.2. Принципы проектирования структуры управления………….
19
2.3 Определение потребности в персонале и квалификационные требования к ним…………………………………………………….

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. …………………

Работа содержит 1 файл

ТО.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Учредителем организации в зависимости от формы собственности могут быть:

  1. государственные органы или органы местного самоуправления – при создании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  2. дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели – при создании хозяйственных товариществ и обществ;
  3. индивидуальные предприятия и коммерческие организации – при создании хозяйственных товариществ;
  4. юридические лица – при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);
  5. хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия – при создании дочерних обществ и предприятий;
  6. иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица – при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);
  7. добровольные объединения граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов – при учреждении производственных кооперативов;
  8. фонды – при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности. Фонды имеют право участвовать в деятельности хозяйственных обществ.

     Организации могут учреждаться на базе государственной, муниципальной собственности, собственности  граждан (физических лиц) и юридических  лиц, на коллективной и смешанной собственности.

     Количество  учредителей (участников) создаваемой  организации законодательными актами не ограничивается, кроме закрытого  акционерного общества.

     Размер  уставного капитала организации  при его создании регулируется ГК РФ, законами об отдельных организационно-правовых формах участия гражданского оборота.

     Разработка  учредительных документов является важным этапом как в процессе создания организации, так и в процессе функционирования, поэтому законодательными актами установлены определенные сведения, которые должны содержать учредительные документы. Учредительные документы представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования организации, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия.

     В законодательных актах, регулирующих деятельность организации, установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.

     В Положении о государственной  регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что устав должен в обязательном порядке содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, нахождении предприятия, размере его уставного капитала, составе, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

     В Положении о государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности  установлено, что договор  учредителей должен содержать сведения о наименовании и юридическом статусе учредителей, их местонахождении, государственной регистрации, размере уставного капитала предприятия, долей участия (паев, количества акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).

     В соответствии с Положением о государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности регистрация предприятий осуществляется при предоставлении следующих документов:

  1. заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем предприятия;
  2. учредительного договора или решения о создании предприятия;
  3. устава предприятия, утвержденного учредителями.
  4. документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;
  5. свидетельства об уплате государственной пошлины;
  6. документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ;
  7. документа о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем предприятия.
 

 

1.3. Методы проектирования организации. 

    
  1. Системный подход. Он основан на представлении о системе как о чём-то целостном, обладающем новыми свойствами (качествами) по сравнению со свойствами составляющих её элементов. Новые свойства при этом понимаются очень широко. Они могут выражаться, в частности, в способности решать новые проблемы или достигать новых целей.

    Для этого требуется определить границы системы, выделив её из окружающего мира, и затем соответствующим образом изменить (преобразовать), или, говоря математическим языком, перевести систему в желаемое состояние.

      В. М. Глушков 4 выделил в системном подходе следующие этапы:

      1. Постановка задачи (проблемы): определение объекта исследования, постановка целей, задание критериев для изучения объекта и управления им.

      2. Очерчивание границ изучаемой системы и её структуризация. На этом этапе вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к поставленной цели, разбивается на 2 класса - собственно изучаемая система и внешняя среда.

    3. Составление математической модели изучаемой системы: параметризация системы, задание области определения параметров, установление зависимостей между введенными параметрами.

       4. Исследование построенной модели: прогноз развития изучаемой системы на основе ее модели, анализ результатов моделирования.

       5. Выбор оптимального управления: позволяет перевести систему в желаемое состояние и тем самым решить поставленную проблему.

    Несмотря  на четкую математическую трактовку  системного подхода, он не получил, однако, практической интерпретации. В связи с этим развиваются несколько направлений его практической реализации.

    2. Нормативный метод. Второе название этого метода – экспортно-аналитический. Он основан на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик структуры ОС и факторами, влияющими на эти характеристики. Статистические зависимости устанавливаются в результате исследования однородной группы лучших ОС: собираются данные о численных значениях структурных параметров и факторов; с помощью корреляционного анализа определяется степень влияния каждого фактора на структурные параметры, и отбираются наиболее существенные факторы; выводятся нормативные формулы для расчёта параметров структуры. Разработанные нормативы определяют состав и содержание функций, перечень решаемых основных задач, тип организационной структуры и тд. Полученные нормативы используют при планировании определённого класса ОС. 5

    3. Метод параметрического (организационного) моделирования. Этот метод заключается в установлении функциональных зависимостей между характеристиками ОУ (объекта управления) и СУ (субъекта управления) для выявления степени их соответствия. Для этого применяется аппарат математической статистики и логического анализа. В частности, с помощью корреляционного анализа изучаются зависимости между количеством работников аппарата управления и объёмом производства, на основе чего рассчитываются нормативы численности управленческого звена.

      Метод помогает производить синтез ОС на основе изучения сложившихся соотношений (пропорций) между характеристиками ОУ и СУ.

    4. Метод функционального моделирования  (метод аналогий). Он заключается в том, что в основу формирования аппарата управления кладётся стандартный набор функций, осуществление которых необходимо на каждом объекте для его нормальной работы. К ним относятся такие функции, как оперативное управление производством, материально-техническое снабжение, расчёт труда и заработной платы, технико-экономическое планирование и др. Основной характеристикой организационной структуры управления считается численность административно-управленческого персонала, которая рассчитывается по функциям управления с учётом масштабов производства, отраслевой принадлежности предприятия и других факторов. Исходя из численности, для каждого уровня управления принимается определённое организационное решение: формирование отдела, управления или бюро для выполнения работ по каждой функции, установление определённых должностей и т. п.

    5. Программно-целевой метод. Этот метод основан на формировании "древа целей", в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой (ЦКП). Для выполнения ЦКП строится специальная система управления (СУ ЦКП), которая доводит задания ЦКП до конкретных исполнителей и контролирует выполнение программы. Организационная структура СУ ЦКП определяется, таким образом, "древом целей", составом исполнителей и содержанием ЦКП.

    Множество исполнителей программы и СУ ЦКП  образуют в совокупности программно-целевую ОС, действующую в течение всего периода решения проблемы.

      Такие системы предлагается планировать в три стадии:

      1. Формирование общей структурной  схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).

      2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).

      3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

      К недостаткам программно-целевого подхода  следует отнести методическую незавершённость. Достаточно сказать, что в настоящее время "нет чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана (в его традиционной форме) и целевой комплексной программы". 6

      В целом указанные выше подходы  и методы применяются главным  образом для совершенствования  существующих (действующих) ОС. Что же касается создания новых ОС, то здесь пока ещё царят стихийность и субъективный подход. В самом деле, вопрос о том, быть или не быть той или иной организации, предприятию, объединению часто решается волевым путём сверху вниз без научного обоснования. Такой путь формирования ОС, к сожалению, прочно укоренившийся в нашей практике, даёт большой процент " брака " - нежизнеспособных и неэффективных систем. 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Организационное проектирование

2.1. Сущность и содержание  организационного  проектирования 

     Организационное проектирование как процесс – это упорядочение организационно–структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.7

     Предметом организационного проектирования является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.8

     Объектом организационного проектирования могут быть мероприятия в области организации производства, управления персоналом, организации в целом.9

     Цель организационного проектирования – разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем.10

     Результат организационного проектирования – комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.11

Информация о работе Проектирование организации