Рационализация организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Организация управления является одним из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты организационной системы
1.1 Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5
1.2 Виды организационной структуры управления…………………..………...5
1.3 Требования к организационной структуре………………………………….7
1.4 Рационализация организационной деятельности…………………………9
1.5 Принципы рационализации…………………………………………..……..10
2. Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13
2.2 Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15
2.3 Рекомендации и предложения……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_T_Org_2.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  Железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

                                                        Курсовая работа

                        Тема: «Рационализация организационных систем»

 

 

 

Выполнил:

Радионова И.В.

группа 41Е

Проверил:

Бондаренко Л.И.

 

 

Хабаровск 2013                                                  

 

                                                     Содержание

организационный структура управление рационализация

Введение……………………………………………………………………………3

1.      Теоретические аспекты организационной системы

1.1     Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5

1.2     Виды организационной структуры управления…………………..………...5

1.3     Требования к организационной структуре………………………………….7

1.4    Рационализация организационной деятельности…………………………9

1.5    Принципы рационализации…………………………………………..……..10

2.      Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»

2.1    Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13

2.2    Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15

2.3   Рекомендации и предложения……………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………27

 

                                               Введение

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. 
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Организация управления является одним из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в настоящее время существует множество организационных систем, и от правильного выбора зависит успешность развития предприятия.

Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Исходя из этого, решением стал выбор именно данной темы.

Особенности системы  управления организациями на современном  этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями организации  в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение организации сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Таким образом, главная отличительная черта функционирующих сегодня организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях и опережающее формирование конкурентной экономической среды, требует ускоренной адаптации их функционально-структурной системы к условиям, требованиям и запросам субъектов рыночных отношений. Условия выживания организаций уже не столь ясны и очевидны.

Следовательно, цель курсовой работы – обосновать важность и  оценить эффективность организационной  системы, внести предложения по совершенствованию и рационализации организационной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты организационной системы

1.1Понятия, характеризующие строение организаций

Организационная система управления — это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.

Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.

Звено управления — обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям.

1.2 Виды организационной системы управления

По содержанию и функциональному назначению связи  и отношения, составляющие систему организации, подразделяются на три группы:

- связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

- отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;

- соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи — это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.

Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Вертикальные  связи могут носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи — это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи — это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи — это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

Вариабельные связи — это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структурную систему организации, однако сами по себе они не определяют строения организации. Основой строения организации является соединение — узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.

По содержанию и функциональному назначению системы делятся следующим образом:

Технологические системы — совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.

Организационно-управленческие системы — совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.

Экономические системы — совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации.

Социально-психологические системы — совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации; психологические отношения между людьми.

1.3 Требования  к организационной системе

К системе управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования, предъявляемые к организационной системе, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной системы управления в целом, разработке которых было посвящено немало исследований отечественных и зарубежных ученых. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная система управления, прежде всего, должна отражать цели и задачи организации.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование системы управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная система управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей. Это означает, что копирование системы управления, успешно функционирующей в других социально-культурных условиях, не гарантирует желаемого результата.

Современные рыночно  ориентированные фирмы используют следующие основные принципы построения различных организационных систем:

- баланс ответственности и прав;

- доступность и понятность целей развития организации всем подразделениям;

- простота её структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

- координация ответственности – на высшем уровне управления компанией;

- гибкость, приспособляемость системы в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

При создании любой организационной  системы управления необходимо соблюдать следующие виды и этапы работ:

- формулирование цели создания;

- постановка проблемы;

- создание экспертного совета;

- исследование проблемы;

- выбор границ проблемы и объекта;

- разработка технического задания на создание;

- формирование аппарата управления.

На формирование системы управления влияют несколько групп факторов:

- масштаб и структура самой организации;

- технологические факторы, особенности технологического процесса производства товаров или услуг;

- экономические факторы (например, снижение управленческих издержек);

- человеческие факторы (социальная структура персонала и взаимоотношения между людьми).

1.4 Рационализация организационной  деятельности

Рационализация - это  усовершенствование, улучшение, осуществление  более целесообразной организации  управленческого и исполнительского труда. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего  максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности.

Рационализация организационной  деятельности - это прежде всего  процесс, обеспечивающий улучшенное, а  значит, и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.

Информация о работе Рационализация организационных систем