Роль контролинга в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы- сделать теоретические и практические аспекты системы адаптивно-ситуационного управления контроллингом на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль контролинга в организации.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство образования 

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  обучения

Челябинский государственный  педагогический университет 

(ГОУВПО  «ЧГПУ»)

Региональный  институт  педагогического 

образования дистанционного обучения (РИПОДО) 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  предмету «Теория  организации»

тема: «Роль контролинга

  в организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка III курса

Захарова  А.Ю.

Проверила:

Балынина  П.А.  

г. Щучье

2010г.

 

ПЛАН

 
 
Введение    3
  6
  14
  21
Заключение   24
Список источников и литературы 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Контроллинг – это системная интеграция всех инструментальных средств управления предприятием, таких как прогнозирование, анализ, планирование, контроль и методы регулирования инвестиционной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

      Основными особенностями контроллинга являются:

      - тотальное и системное планирование  состояния, деятельности предприятия  и его управления;

      - организация жесткой системы контроля с обязательным прогнозированием последствий и анализом эффективности всех управленческих действий, результатов деятельности организации;

      - оценка всех решений, их последствий,  планируемых действий и их  результатов по одному критерию – динамике эффективности ведения бизнеса.

      Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно:

      · все категории бизнес-процессов и их затраты;

      · центры ответственности предприятия;

      · системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;

      · система управленческого учета, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов;

      · система стратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализе стратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;

      · информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;

      · мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

      · выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности.

      Цель  дипломной работы- сделать теоретические  и практические аспекты системы адаптивно-ситуационного управления контроллингом на предприятии.

      Для достижения данной цели был решен  ряд задач:

      1. Дано понятие контроллинга и  его роли в управлении предприятием.

      2. Разработана система контроллинга  с использованием адаптивно-ситуационного подхода.

      3. Предложена система реализации  контроллинга.

      Предмет исследования – управление контроллингом, объект исследования –ОАО «Авар».

      При написании дипломной работы были использованы книги, статьи и внутренняя информация на предприятии.

      Диплом  состоит из 3 глав, введения, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Исследования  и систематизации содержания концепций, выработанных отечественными и зарубежными  учеными и практиками по существу понятия «контроллинг», методологии  контроллинга, его принципов и функций позволяют утверждать, что наиболее существенной представляется характеристика контроллинга с процессуальных позиций, получившая распространение в трудах зарубежных ученых. Так, по мнению, А.Дайле контроллинг – «это процесс, понимаемый как овладение экономической ситуацией на предприятии». Принимая во внимание процессный характер контроллинга  в определении А.Дайле, необходимо уточнить, что главное процессуальное действие контроллинга представляет собой сравнение трех массивов информации: плановых и фактических показателей, а результатов такого сравнения - с модельными вариантами сравниваемых величин и с аналогичными ретроспективными аналитическими данными. Такие функционально-целевые установки контроллинга отличают его от других процессов, в основе которых также лежат аналитические сопоставления, но только планово-отчетных данных. Представляется, что эту особенность контроллинга можно определить не только как целевую функцию контролингового процесса, но и как методологический прием контроллинга, его метод. Данное свойство контроллинга, отличающее его от всех других  спецификаций управленческих процессов, иллюстрирует рис. 1.

      Применительно к управленческой деятельности это  сводится к построению сигнальной системы  отклонений для выработки контроллерами комплекса корректирующих установок («корригативов», от слова «корригирование – исправлять, совершенствуя) в режиме обратных связей. Выработка и «движение корригатив» организуется в трехмерном пространстве (рис. 2), связывая собой по горизонтали и вертикали всех уровни управления компанией. Такое свойство контроллинга конкретизирует его метод - выработку и реализацию целеориентированной совокупности советующих корригатив по отношению к ранее принятым управленческим решениям (планам).

      Методология контроллинга реализуется на практике через особый механизм ее реализации применительно к условиям конкретной практики. Этот механизм всегда должен быть рыночно мотивирован, настроен на корпоративные интересы. Следовательно, такой механизм на практике представляет собой прикладную модель процесса контроллинга с присущими ему функциональными установками на учет отраслевых, социально- кадровых, финансовых, налоговых и других особенностей ведения бизнеса. 

      Продуктивность  контроллинга достигается  при правильном конструировании на практике его организационно-методического контура, когда реализуются и методологические, и организационно-юридические принципы контроллинга. Правильность конструирования такого механизма означает его адекватность требованиям рыночной экономики.

      Важнейшие методологические принципы контроллинга, основываясь на которых, можно эффективно управлять бизнесом на средних российских предприятиях проиллюстрированы на рис. 1. Состав и содержание организационно-методических принципов определяется руководством конкретной компании исходя из методологических принципов и сообразно ее особенностям бизнеса. Одни компании выбирают принципиальные установки на обеспечение роста прибыли, другие – прироста рыночной стоимости капитала, третьи - формирование имиджа компании как рыночно устойчивого образования, стремящегося к удовлетворению эксклюзивного покупательского спроса и т.д. 

Рис. 1 Блок-схема содержания метода контроллинга

Рис. 2 Движение функционально-целевых  установок контроллинга

 

      Принципы  контроллинга реализуются через  конкретные функции или комплекс функций. Понятие «функция» также дуалистично как и понятие «принцип» или «внутренняя суть» явления, процесса». Следовательно, и функции следует характеризовать как внутренне присущие явлению или процессу, и функции, действительно имеющие место в реальной практике. Эти последние функции, разумеется, есть конкретизация сущностных функций. Организационно-методические функции, выполняемые контроллинговым центром любой компании представлены на рис. 32. Полнота реализации названных функций на практике обусловлена тем, насколько их исполнитель ориентирован на методологические и организационно-правовые принципы контроллинга. Если его действия реализуют принципиальные свойства контроллинга (научно определяемые и экономически выверенные), то эта система функционирует на практике, как правило, успешно.

      Эти функции реализуются посредством  целого комплекса взаимодействующих  между собой методических приемов (функциональных действий) в рамках главного метода контроллинга.

  

Рис. 4 Основные функции контроллинга, предопределенные его методологией и целевыми установками  в условиях конкретной практики

      Постановка  контроллингового процесса на практике в рамках любого обследуемого объекта (комплексного мероприятия, специфицированных действий и т.д.) должна включать шесть основных этапов:

      1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению  любых видов контроллинга с  позиций его целевой ориентации. Целевыми установками контроллинга являются управленческие решения по основным аспектам экономической и финансовой деятельности компании, ее бизнес - центров, с одной стороны, а, с другой стороны, это – нивелирование степени воздействия императивного фактора (налоги, пошлины и др.)

      2. Определение направления воздействия.  Концепция целеориентированности  контроллинга (выбор конкретных  направлений процесса), применяемая  ведущими зарубежными корпорациями, может быть адаптирована к  условиям российских предприятий 

Классификация направлений контроллингового процесса

  Основная сфера Контрольный период
1. Стратегический Контроль среды  бизнеса, стратегии ее развития, ее целевых установок и фактических  показателей Декада, месяц, квартал
2. Текущий Контроль текущих  бюджетных планов Месяц; квартал
3. Оперативный Сигнальные проверки состояния сегментов бизнеса По мере заявок

      Каждому из указанных направлений процессов  контроллинга должна соответствовать  определенная система подконтрольных объектов, содержание и периодичность  функциональных действий.

      1. Формирование системы подконтрольных приоритетов. Вся система корригатив в разрезе вида контроллинга, ранжируется по их значению для бюджетной тактики компании и ее перспектив. Первоначально в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из них. Затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня. Аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой системный подход к формированию приоритетов контроллинга облегчает процедуры последующего выяснения причин отклонений фактических величин от утвержденных в планах и содержащихся в пакете идеальных (желательных) конфигураций состояния всех бизнес-процессов. При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут иметь различный характер для отдельных центров ответственности (дивизионов или еще более мелких объектов контроллинга – мастерских, гаражей, представительских офисов и др.); для отдельных направлений бизнеса; для различных аспектов формирования и распределения прибыли, привлечения инвестиций. Однако всегда должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей контрольной среды, так и ее отдельных сегментов.

Информация о работе Роль контролинга в организации