Школа научного управления Ф. Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика Тейлора - основателя школы научного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить общие положения эволюции науки управления;
- проанализировать основные положения научного управления Тейлора;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕНЕДЖМЕНТА 5
НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ФРЕДЕРИКА ТЕЙЛОРА 7
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ТЕЙЛОРА ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Серьезный вклад  в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и  Лилиан Гилбрет, которые упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних движений способствовало установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбрет был не только научным консультантом, но и талантливым строителем-подрядчиком. Примером успешного применения системы организации труда является сокращение числа движений каменщиков с 18 до 5. Это было описано в примере «Кладка кирпичей» из книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на каждое конкретное движение при выполнении работы. Это позволило ему разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений, что оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Л. Гилбрет, будучи психологом, первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой, т.к. в начале XX века уже возникла необходимость установления функционального кадрового управления в связи с концентрацией производства.

     Одним из видных последователей Тейлора был известный ученый Гаррингтон Эмерсон (1853—1931). В 1912 г. оду  вышел главный труд его жизни  «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда, которые не потеряли своего значения и по сей день, основные из них это:

     1. Дисциплина, обеспеченная  четкой регламентацией деятельности  людей, контролем за ней и  своевременным поощрением.

     2. Справедливое отношение к персоналу.

     3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

     4. Нормализация условий  труда.

     5. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации  способов их выполнения, и регламентирование  времени.

     6. Наличие письменных  стандартных инструкций.

     7. Вознаграждение  за производительный труд.18

     Эмерсон уделял большое  внимание подбору персонала и  считал необходимым управление им хотя бы немногими специалистами, которые  могут дать советы администрации  предприятия (впоследствии такими специалистами стали менеджеры по персоналу).

     Заключение

     Таким образом, менеджмент как способ и наука управления возник в определенных исторических условиях и прошел определенный путь своего развития.

     Начало  эпохе, которая может быть охарактеризована как поиск способностей и систематизация знаний о менеджменте положил Фредерик Уинслоу Тейлор. Он по праву считается основателем научного менеджмента.

     В основе менеджмента Ф. Тейлора лежало положение о том, что управленческие решения принимаются на основе научного анализа и фактов, а не догадок. Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им.

     Главные идеи Тейлора в области организации  труда:

     Определение рабочего задания на основе изучения всех элементов работы.

     Определение нормы времени по данным замеров  или по нормативам.

     Определение методов работы на основе тщательных экспериментов и фиксирование их в инструкционных картах.

     Основы  системы Тейлора:

     Умение  анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

     Подбор  рабочих (работников) для выполнения данного вида;

     Обучение  и тренировка рабочих;

     Сотрудничество  администрации и рабочих.

     Важная  характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или "техника системы". Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

     Определение и точный учет рабочего времени и  решение в этой связи проблемы нормирования труда;

     Подбор  функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

     Введение  инструкционных карт;

     Дифференциальная  оплата труда (прогрессивная оплата);

     Калькуляция затрат на производство.

     Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.

     Практическое  применение идей Тейлора доказало всю  свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

     Идеи  Ф. Тейлора получили широкое распространение в индустриальных экономиках в 1920-1930-х гг.

     Взгляды этой школы поддерживал Генри  Форд, который писал, что "деловые вопросы должны решаться системой, а не гениями организации".

     В современных условиях возникли новые  подходы к пониманию сущности менеджмента, основанные на обобщении, интегрировании идей всех предшествующих школ.

 

      Список  использованной литературы

  1. Валовой Д.В. История менеджмента / Д.В. Валовой. – М.: 2000. – 285 с.
  2. Василевский А.И. История менеджмента: Курс лекций / А.И. Василевский. - М.: РУДН, 2005. - 264 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики,2009. – 489 с.
  4. Голосенко И.А. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России / И.А. Голосенко. – М.: 2007. – 245 с.
  5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин - М.: Новое знание, 2008. – 381 с.
  7. Кравченко А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. - 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
  8. Кузнецова Н.В. История менеджмента / Н.В. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 216 с.
  9. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2007. - 672 с.
  10. Орчаков О.А. Теория организации: Учебный курс / О.А. Орчаков. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 266 с.
  11. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов / И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.
  12. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. Пер. с англ. - М.: Контроллинг, 1991. - 104 с.
  13. Хрестоматия по экономической теории. / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2000. - 536 с.

Информация о работе Школа научного управления Ф. Тейлора