Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:38, реферат

Описание работы

Социальная организация может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции групп людей. В то же время важнейшая социальная особенность организации состоит в «безличном» характере выполняемых функций.

Работа содержит 1 файл

ТО Реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Так, директор может  быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.

Таким образом, формальная организация стремится сделать поведение участников контролируемым и предсказуемым. В ее основе лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря набору моделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркас социальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность. Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения, министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайне ограничены.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь в большей степени учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы. Часто среди руководителей, формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем того, кто умеет работать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним деловые контакты, мы устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры.

Такие отношения  не закрепляются официальными правилами  и документами и, следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководитель не оправдал ожиданий. Таким образом, неформальная структура менее устойчива по сравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такой организации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где все непрестанно и быстро меняется, является достоинством.

«Законсервированная», полностью формализованная организация  не способна сегодня эффективно функционировать, хотя определенная доля формализации в отношениях между людьми для успешного целее - достижения всегда необходима. Неформальные организации могут существовать не только как составляющие формальных. Например, клубы по интересам, кружки, женские союзы и т.д. - все это неформальные объединения.

Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов  направлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

Уровни  и функции социального  управления

В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и употребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между различными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие

в социальной сфере  общества, социальную структуру, уровень  и качество жизни людей. Соответственно, термин «социальное управление»  также употребляется в широком  и узком смыслах.

До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в широком смысле -- как синоним «управления в обществе». Однако настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими, культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни.

Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социального управления -- различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления.

В государственном  управлении важнейшей является функция  регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений.

С реализацией  этой функции могут быть связаны  непрофессиональная деятельность граждан  государства (уплата налогов, участие  в избирательных кампаниях и  др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования.

В силу этого  главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одного государства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.

Государственное регулирование осуществляется по следующим  главным направлениям: внутренние экономические  и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его  безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих  на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания.

Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования). Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ.

Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципального образования, осуществляют различные  виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную  деятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защиты населения и т.п.

В то же время  его отличие от управления на государственном  уровне заключается в том, что  именно на уровне муниципального образования  создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказание коммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций.

Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющего техническими системами, -- менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом.

Во-вторых, менеджмент связывают с организацией процесса производства и рассматривают как  управление коммерческими организациями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельности с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менеджменту в основном рассматривается характеристика организаций, из структуры, уровней управления, организационного поведения, управления персоналом, проблем лидере та и т.п.

В-третьих, менеджмент определяют как особый вид профессиональной деятельности по организации и управлению, совокупность конкретных методов управления, существующих в рыночном обществе. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяется управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.

Тем не менее, нужно  учитывать, что персонал фирмы -- реальные люди, которых волнуют собственное  благосостояние в настоящем и  будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников.

Функции социального  управления:

Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы.

К первой группе функций, направленных на создание благоприятных  условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся:

· обеспечение  условий безопасности граждан;

· создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к существованию, создание возможностей для повышения их доходов;

· обеспечение  интересов работников при проведении приватизации предприятий;

· охрана труда  и улучшение его условий, обеспечение  охраны здоровья граждан;

· развитие социально-бытовой  инфраструктуры;

· создание и  совершенствование условий участия  граждан в управлении делами общества, государства, производства.

Вторая группа функций охватывает:

· процессы изменений  в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах  обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;

· организация  институциональной деятельности, формирующей  общественные нравы;

· помощь людям  в адаптации к меняющимся социально-экономическим  условиям; обеспечение дисциплины и  правопорядка;

· развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций представляет собой:

· целенаправленное воздействие на формирование, существование  и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;

· развитии его  социальной структуры;

· создании и  изменении социальных институтов, необходимых  для функционирования коллектива.

В приведенной  классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.

Выявление функций  управления выступает одним из важнейших  аспектов системы управленческого  знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Управление может  пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».

В приведенных  трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.

При этом определения  управления разнятся, как правило, в  зависимости от того, какие функции  выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.

Информация о работе Социальные организации