Теория мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Мoтивaция - этo пpoцecc пoбyждeния людeй к дeлoвoй aктивнocти для дocтижeния личныx цeлeй, a тaкжe цeлeй opгaнизaции.

К пepвoнaчaльным и caмым пpocтым кoнцeпциям мoтивaции oтнocятcя пoлитикa "кнyтa и пpяникa", a тaкжe пoпытки иcпoльзoвaть в yпpaвлeнии мeтoды пcиxoлoгии.

Работа содержит 1 файл

Контрольная теория управления (2).docx

— 72.54 Кб (Скачать)

Таким образом, системность  означает попытки структурировать  проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности  руководителей при этом могут  существенно различаться, поскольку  при этом предъявляются несколько  различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке  решений 

Любое принимаемое решение  должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным  вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под  персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно  очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и  другим направлениям несут полную ответственность  за соответствующий сектор деятельности фирмы.

Проблема заключается  в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно  новые задачи, решение которых  не предусмотрено регламентацией. В  этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач  и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма 

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в  управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия - соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом.

Противоречивость принципа демократического централизма следует  рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства).

Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески  является содержание труда, чем более  стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической  системой является равновесие между  централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает  над другим.

На уровне отдельных хозяйствующих  субъектов - предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма  определяет не только степень самостоятельности  отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности  за выполняемые действия. Далее, принцип  демократического централизма определяет степень самостоятельности и  ответственности каждого должностною  лица перед его руководителем. Таким  образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает  все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого  и территориального управления

Развитие общества тесно  связано с прогрессом отраслевого  и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения  концентрации производства. Территориальное  же управление исходит из других целевых  установок. Проблемы наиболее рационального  размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования  рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все - региональные проблемы.

 

  1. Характеристика основных методов управления и стилей руководства.

 

Методы управления — способы воздействия управляющего субъекта на

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

Наибольшее значение имеет  классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту  управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного  труда. По этому признаку выделяют методы:

• организационные (в том числе административные);

• экономические;

• социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых  они базируются. Успешное использование  методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и  филогенетических закономерностей  развития и функционирования управляемой  системы). В методах управления находит  свое выражение практическое использование  этих законов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных  методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного  воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для  создания организационной основы совместной работы. Это — распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование  — четкое закрепление функций  и работ; нормирование — установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий  орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне — управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее  звено организационно подчинено  вышестоящему органу и обязано выполнять  все его решения независимо от собственного мнения.

Экономические методы управления предназначены для воздействия  на экономические отношения. Здесь  выделяются следующие методы: хозяйственный  расчет, капитальные вложения, система  амортизационных отчислений; плата  за фонды; использование фондов развития производства; системы материального  стимулирования, распределения прибыли  и др. К экономическим методам  управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление  материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них  возможно использовать только в широких  масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

Социально-психологические  методы управления предназначены для  воздействия на социально-психологические  отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают: 1) социальное планирование и социальную поддержку; 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4) формирование команд; 5) соучастие работников в принятии решений; 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7) повышение качества трудовой жизни; 8) индивидуальный подход к работникам; 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

Стили руководства

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);  
• Демократический стиль (коллегиальный);  
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).  
 
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников 
 
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.  
 
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.  
 
5. Понятие власти и ее основные типы

 

Вла́сть — способность и возможность  осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать  своих целей может базироваться на различных методах: демократических  и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях  и т. д.  
 
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

 
Существуют три базовых типа власти:

Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.

Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности.

Духовная власть: источник – культурное неравенство.

 

    1. Организация структуры управления

 

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Факторы формирования организационной структуры:

Оптимальность. Структура  управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются  рациональные связи при наименьшем числе ступней управления.

Оперативность. Суть данного  требования состоит в том, чтобы  ха время от принятия решения до его исполнения в управляемой  системе не успели произойти необратимые  отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность  передачи информации, не допускать  искажений управляющих команд и  других передаваемых данных.

Информация о работе Теория мотивации