Управление рисками на уровне предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Главные причины возникновения рисков – это глобализация рынков, ужесточение конкуренции, рост доступности информационных потоков и баз данных, а также усложнение бизнеса. Эти и другие причины действуют на рисковую обстановку двояко. С одной стороны, они увеличивают возможные риски, а с другой – образуют возможности управления ими. Таким образом, экономическая самостоятельность хозяйствующего субъекта означает и рост возможностей, и нарастание опасностей. Для любой организации, какой бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование тех рисков, которые могут угрожать её имуществу и доходности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и характеристика рисков 4
1.1 Характеристика управления рисками 6
2. Классификация рисков сферы сервиса 9
2.1 Финансовые риски исследуемого предприятия 12
3. Управление рисками в деятельности предприятия 16
3.1 Меры по совершенствованию управления рисками предприятия 22
Заключение 24
Список литературы 27


Введение 3
1. Понятие и характеристика рисков 4
1.1 Характеристика управления рисками 6
2. Классификация рисков сферы сервиса 9
2.1 Финансовые риски исследуемого предприятия 12
3. Управление рисками в деятельности предприятия 16
3.1 Меры по совершенствованию управления рисками предприятия 22
Заключение 24
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

теория менеджмента.docx

— 51.62 Кб (Скачать)

 

 

                ФИЛИАЛ НОУ ВПО « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ 
                ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


       В Г. КАЛИНИНГРАДЕ


 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория менеджмента»

на тему: «Управление рисками на уровне предприятия.»

 

Студента 1 курса

Факультета менеджмента

Группы 74-БМР                                                          Бегункова Романа Владимировича

 

Преподаватель

                            Тимофеева Валентина Владимировна 

Калининград

2012

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и характеристика рисков 4

1.1 Характеристика  управления рисками 6

2. Классификация рисков сферы сервиса 9

2.1 Финансовые риски  исследуемого предприятия 12

3. Управление рисками в деятельности предприятия 16

3.1 Меры по совершенствованию  управления рисками предприятия 22

Заключение 24

Список литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкуренция, неопределённость, постоянные перемены – это реальный порядок современной жизни. Начало двадцать первого века стало временем ускоряющихся перемен вообще и в  бизнесе в особенности. Перемены нарастают, и ещё быстрее нарастают  риски. Не удивительно, что российская экономика уже стала чемпионом  по катастрофам и потерям, так  как сознательное управление рисками  все еще не стало в нашей  стране стандартной управленческой деятельностью.

Главные причины возникновения  рисков – это глобализация рынков, ужесточение конкуренции, рост доступности  информационных потоков и баз  данных, а также усложнение бизнеса. Эти и другие причины действуют  на рисковую обстановку двояко. С одной  стороны, они увеличивают возможные  риски, а с другой – образуют возможности  управления ими.

Таким образом, экономическая  самостоятельность хозяйствующего субъекта означает и рост возможностей, и нарастание опасностей. Для любой  организации, какой бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование  тех рисков, которые могут угрожать её имуществу и доходности.

В управлении рисками готовых  рецептов нет и быть не может, но, зная основные методы, приёмы и способы  решения тех или иных хозяйственных  задач, можно добиваться ощутимого  успеха в конкретной ситуации.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических  и практических исследований в области  управления риском на предприятии сферы  услуг. Предметом курсовой работы выступают механизмы управления рисками исследуемого предприятия в условиях многообразия и противоречивости факторов, их формирующих. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: определение сущности и природы риска; проведение анализа теоретических исследований, посвященных вопросам риска; изучение видов рисков сопровождающих финансовую деятельность изучаемого предприятия; проведение анализа и оценки рисков, влияющих на функционирование данного предприятия. способы снижения рисков хозяйственной деятельности предприятия и т.п.

Влияние рисков сказывается  на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность  отвечать по своим обязательствам и  другие аспекты. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как создание на предприятии эффективной системы  управления рисками позволит снизить  их влияние до минимального уровня.

  1. Понятие и характеристика рисков

 

Приступая к исследованию управления рисками на предприятии, первоочередным шагом является определение  главных понятий, используемых в  данном параграфе – понятиям риск, управление рисками и риск-менеджмент.

Анализ экономической  литературы, посвящённой проблеме риска, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения сущности риска, что  не особенно удивляет, так как понимание  риска людьми развивается вместе с развитием экономики и общества. Большинство исследователей определяют риск как возможность того, что  случится нечто нежелательное: кража, крах партнёра, появление нового конкурента, обесценение, банкротство и многое другое.

Однако всегда существует возможность наступления особенно благоприятных событий, и это  тоже риск. Например, слишком большой  урожай – это риск, так как организации его обрабатывающие могут оказаться неготовыми к его уборке, хранению и переработке. Таким образом, риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.

Анализ многочисленных определений  риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как: случайный характер события, который  определяет, какой из возможных исходов  реализуется на практике (наличие  неопределённости); наличие альтернативных решений; известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые  результаты; вероятность возникновения  убытков; вероятность получения  дополнительной прибыли.

Остановимся на следующем  определении риска, которое, на мой  взгляд, наиболее полно отражает понятие  риск.

"Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределённости  в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется  возможность оценить вероятность  достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели."

Риск – есть базовое  свойство любой экономики. Он был, есть и будет везде и всегда. Им нужно  заниматься, им нужно управлять. В  рыночной экономике существенная доля рисков приходится на уровень отдельной  фирмы и лично предпринимателя. Риски одни и те же везде, однако каждая фирма имеет свою рисковую специфику. Состав и величина многих рисков поддаются влиянию со стороны людей и организаций. От их поведения существенно зависит частота и тяжесть последствий вероятных, но не обязательных событий.

1.1 Характеристика управления рисками

 

Поведение организаций определяется их управлением, т.е. решениями, которые  принимают их руководители.

Для любой организации, какой  бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование тех рисков, которые могут угрожать её имуществу  и доходности.

Управление и риск –  взаимосвязанные компоненты экономической  системы. Первое само может выступать  источником второго. Управление риском – новое для российской экономики  явление, которое появилось при  её переходе к рыночной системе хозяйствования.

Управление рисками –  это фактор конкурентоспособности, способ всестороннего обеспечения  устойчивости фирмы и её способности  противостоять неблагоприятному развитию событий.

"Управление рисками  – специальный вид менеджерской  деятельности, нацеленный на смягчение  воздействия риска на результаты  работы предприятия. Значение  управленческих решений, с принятием  которых сталкиваются менеджеры,  определяется, прежде всего уровнем риска, приемлемым для фирмы. Каждая компания характерна собственными предпочтениями, связанными с риском. На основе этого выявляются риски, которым она подвержена в процессе рыночной деятельности, определяется приемлемый уровень риска, и методы, как избежать потерь возникающих в результате действия конкретного риска. Совокупность этих действий и представляет систему управления рисками. Это – особая часть экономики, требующая знаний в области анализа хозяйственной деятельности предприятия, методов оптимизации решения экономических задач и т.д. Работа менеджера по рискам нацелена на защиту фирмы от рисков, угрожающих её доходам, и обеспечивает решение главной задачи финансового менеджмента – выбор из альтернативных возможностей оптимального варианта."

В целом процесс управления риском целесообразно представить  в виде трёхэтапного комплекса процедур:

Первый этап – постановка цели на ведение конкретного вида предпринимательской деятельности, под которой может пониматься сохранение полностью или частично своих ресурсов или получение  ожидаемого дохода в полном объёме при приемлемом уровне риска. Результатом  первого этапа является установление начального уровня риска, т.е. риска  в идее, замысле, предполагаемом решении. Этот риск достаточно высокого уровня, так как он определён без учёта  проведения мероприятий по его анализу  и смягчению.

В состав второго этапа  управления риском входят фазы: выявление, идентификация, выбор показателей  и оценка риска, анализ полученных вариантов  для принятия решения. Совокупность выявленных факторов риска позволяет  построить систему факторов риска  применительно к конкретному  виду деятельности. Результатом этого  этапа является реальная оценка степени  риска и его последствий.

Полученные оценки степени  риска являются исходными данными  для третьего этапа – разработки мероприятий по уменьшению риска. Реализация фазы выбора средств и приёмов  управления риском предполагает использование  как стереотипного, так и оригинального  решения, содержащего экономически обоснованные рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение начального уровня риска до приемлемого уровня.

Риск-менеджмент составляет часть финансового менеджмента, где риск, доход и финансовая устойчивость рассматриваются как взаимосвязанные  категории.

Риск-менеджмент – понятие  очень широкое, охватывающее самые  различные проблемы, связанные практически  со всеми направлениями и аспектами  управлениями.

В Российской практике риск предпринимателя характеризуется  субъективной оценкой ожидаемой  величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу повезёт – не повезёт. Принимать на себя риск, предпринимателя вынуждает неопределённость хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий.

На степень и величину риска можно реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приёмов стратегии  управления рисками. В его основе лежит организация работы по определению  и снижению степени риска.

Под стратегией управления подразумеваются способы использования  средств, для достижения поставленной цели. Стратегия помогает сконцентрироваться на различных вариантах решения, не противоречащих её генеральной линии, и отбросить все остальные  варианты.

При управлении рисками готовых  рецептов нет и быть не может. Но зная его методы, приёмы, способы  решения тех или иных хозяйственных  задач, можно добиваться ощутимого  успеха в конкретной ситуации.

  1. Классификация рисков сферы сервиса

 

Основываясь на вышеизложенном, далее в работе, будет приведена классификация рисков, характерных для деятельности предприятий сферы сервиса.

1. По сфере возникновения  отраслевые риски сферы сервиса  можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, изменениях в налогообложении, ликвидации предприятий из-за предписания государственных органов. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

2. В зависимости от  видов услуг, оказываемых предприятиями  сферы сервиса, можно выделить  производственный, коммерческий, финансовый  риски и риск, возникающий при  постановке миссии и целей  фирмы.

Производственный риск связан с производством услуг, продукции  и осуществлением любых видов  производственной деятельности, осуществляемой в организациях сферы сервиса.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий, возможностью проведения ремонта оборудования силами фирмы, внедрением новых технологий.

Риск технологий производства происходит из-за снижения объемов  производства вследствие поставки некачественного  сырья (раствор для химчистки); износа оборудования; простоя оборудования и потери рабочего времени из-за отсутствия клиентов; отсутствия исходных материалов; уменьшения спроса в связи  с недостаточным качеством услуги, из-за технологических сбоев.

Увеличение расходов материальных затрат в результате перерасхода  материалов, сырья, топлива и т.д.; рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности работников либо за счет выплат более высоких зарплат.

Риск нанесения ущерба персоналу как следствие возникающих  аварийных ситуаций, наиболее присущ предприятиям, оказывающим услуги по химической чистке одежды и стирке белья.

Риски, связанные с реализацией  услуг: потери товара (услуги), потери качества товара в момент оказания услуги, отказ  от выполненной услуги, транспортировка  заказов.

Коммерческий риск — это  риск, возникающий в процессе реализации услуг, что играет существенную роль в достижении финансовых результатов  организаций сферы сервиса. Рассмотрим его основные виды и причины возникновения.

Контактный риск (риск обслуживания заказчика) возникает при обслуживании клиента (время и этика обслуживания); при приеме заказа (информация, отсутствие расходных материалов, неожиданно высокая  цена); при выдаче заказа (плохое качество оказанной услуги); быстрота предоставления услуги; ориентация на потребителя (новые  формы обслуживания).

Снижение объемов реализации услуг в результате резкого падения  спроса, продвижения услуги к заказчику, конкуренции, ограничений на выполнение услуг, повышения закупочных цен  расходных материалов, а, следовательно, и повышения цены услуг.

Риск недостаточной сегментации  рынка приводит к уменьшению притока  заказчиков, следствием чего является изменение объема реализации услуг.

Риск размещения предприятий  сферы сервиса связан с выбором  места для предприятия, что способствует расширению сферы услуг, предоставляя потребителям лучшие удобства в обслуживании и экономию времени.

Информация о работе Управление рисками на уровне предприятия