Японская и амереканские модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа и сравнительной характеристики японского и американского менеджмента. Для достижения этой цели следует рассмотреть и решить ряд задач:
1) проанализировать методы управления качеством на японских и американских предприятиях
2) охарактеризовать кадровую политику США и Японии
3) изучить модели менеджмента, отражающие национальные особенности на примере конкретных предприятий Японии и США.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Характеристика методов управления качества в Японии и США…5
§ 1. Особенности подходов к управлению качеством на японских предприятиях……………………………………………………………………5
§ 2. Меры по повышению качества в США………………………………….10
Глава 2. Подходы к управлению персоналом на японских и американских предприятиях……………………………………………………………………16
§ 1. Подготовка кадров в Японии……………………………………………...16
§ 2. Кадровая политика в США ………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1.Характеристика методов управления качества в Японии и США…5

§ 1. Особенности подходов к управлению качеством на японских предприятиях……………………………………………………………………5

§ 2. Меры по повышению качества в США………………………………….10

Глава 2. Подходы к управлению персоналом на японских и американских предприятиях……………………………………………………………………16

§ 1. Подготовка кадров в Японии……………………………………………...16

§ 2. Кадровая политика в США ………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………..32

 


Введение

 

В мире существуют различные модели менеджмента, учитыва­ющие национальную специфику той или иной страны. В первую очередь это связано с особенностями корпоративной культуры раз­ных народов. Имеются истори­чески сложившиеся классические модели менеджмента такие как, американ­ская и японская, которые существенно отличающиеся от всех других. Сравнительный анализ американской и японской систем управления предприятием, занимающих лидирующее положение в мировой экономике, представляется важным  потому, что сегодня США и Япония символизируют успех и процветание. Американский и японский стили менеджмента в значительной мере содержат в себе элементы систем управления будущего, определяют основные тенденции и направления развития теории и практики науки управления и могут быть использованы в Российских условиях.

Целью данной работы является проведение анализа и сравнительной характеристики японского и американского менеджмента. Для достижения этой цели следует рассмотреть и решить ряд задач:

1)                                  проанализировать методы управления качеством на японских и американских предприятиях

2)                                  охарактеризовать кадровую политику США и Японии

3)                                  изучить модели менеджмента, отражающие национальные особенности на примере конкретных предприятий Японии и США.

При изучении темы работы были рассмотрены  различные статьи и учебные пособия, где подробно рассматривается американский и японский стили управления.

В монографии Исикавы Каору «Японские методы управления качеством»  большое внимание уделяется раскрытию разнообразных действий по управлению качеством, толкованию применяемой терминологии и обоснованию своих взглядов. Все это позволяет достаточно хорошо понять излагаемую позицию автора и усвоить ее содержание.

В работе Акио Морита «Сделано в Японии» вопросу об управлении качеством отводится мало внимания, однако автор рассматривает все методы и способы управления на конкретном предприятии, что позволяет наглядно видеть  в каких случаях  они принимаются, и какой результат они предполагают.

Иной взгляд на управление качеством раскрывается  в книге Окрепилова В.В. «Управление качеством». Автор подчеркивает необходимость одновременного улучшения качества и снижения цены потребления. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

Обсуждение вопросов организации управления на японских и американских предприятиях активно ведется и на страницах профессиональных периодических изданий. Так, Балашов Ю.К., в статье  «Оценка персонала — основа кадровой политики зарубежных фирм» исследует кадровую политику Японии и США, дает оценку результатов труда и анализирует деловые, личностные качества работников.

Так же в процессе данного исследования были использованы интернет-ресурсы.

Структура работы состоит из 2-х глав. В первой главе описываются подходы к управлению качеством в Японии и США, так же раскрываются методы и  способы, применяемые на японских и американских предприятиях.

Во второй главе раскрывается кадровая политика Японии и США, приводятся примеры предприятий, наглядно показывающие особенности управления персоналом.

 

.

Глава 1. Характеристика методов управления качества в Японии и США

 

§ 1. Комплексный подход к управлению качеством на японских предприятиях

 

Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

Изначально система контроля  и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующим принципам:

                       добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.

   саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.

   групповая деятельность

   применение методов управления качеством

   взаимосвязь с рабочим местом

   деловая активность и непрерывность функционирования

   взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.

   атмосфера новаторства и творческого поиска

   всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.

   осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.[1]

Управлять качеством - это значит делать во всех отраслях промышленности то, что положено делать. Оно  начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров. Для внедрения комплексной системы управления качеством необходимо организовать непрерывное обучение всех и каждого, начиная от президента фирмы и кончая производственным персоналом. В Японии разработаны программы подготовки кадров для каждого служебного уровня, созданы также специальные курсы для работников отделов сбыта и материально-технического снабжения. Обучение является длительным и рассчитано на 6 месяцев, причем занятия проводятся 5 раз в месяц. Сначала учащиеся занимаются в течение одной недели, а в течение 3-х применяют знания на практике, на своем рабочем месте. В компании "Ниссан Мотор" в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих - один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год.[2]. Существуют и индивидуальные занятия для двух или трех учащихся. Такой вид обучения в Японии существует более 30 лет и это способствует постоянному укреплению основ управления качеством.  На некоторых фирмах разрабатываются свои учебные пособия и осуществляются свои программы обучения и подготовки кадров. Обучение методам управления качеством носит постоянный характер. Ежегодно комплексная программа обучения пополняется новыми учебными курсами. Процесс обучения строится таким образом, чтобы отвечать нуждам фирмы и ее работников. Так же обучение не ограничивается получением работниками формального инструктажа. Т.к. обязанностью любого руководителя является обучение своих подчиненных на практике. Кроме того, он должен научиться передавать полномочия своим подчиненным, давать общие указания и не ограничивать свободы их действий. «Мы должны сделать из рабочих широко образованных людей, научить их думать, а затем направлять их мышление в нужное русло»[3]

Комплексное управление качеством - это коллективная деятельность, которая не может выполняться только отдельными людьми. Она требует совместных усилий, участия всех звеньев. Это означает, что те, кто занимается планированием, опытно-конструкторскими работами и исследованиями, связанными с постановкой на производство новых видов продукции, те, кто непосредственно занят в производстве, и те, кто работает в бухгалтерии, отделе кадров и отделе трудовых отношений, - все без исключения должны принять участие в деятельности по управлению качеством. Важную роль играет отдел сбыта, т.к. через него можно узнать мнения потребителей. Эти мнения следует учитывать при планировании выпуска продукции, чтобы продукция отвечала реальным запросам потребителей.

Система управлением качеством имеет многие преимущества:

   Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.

   Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.

   Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.

Комплексное управление  качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

Процесс обучения управлению качеством начался в Японии в 1949 году, когда были созданы курсы управления качеством. Вначале на курсах обучались инженеры, затем руководители высшего и среднего звеньев,  а  через некоторое время обучение распространилось и на другие производственные группы. Однако в процессе обучения стало ясно, что курсы, рассчитанные на хорошую подготовку руководства высшего звена и инженеров, не обеспечат выпуск продукции высокого качества, в этот процесс должны были быть вовлечены и рабочие, которые являются непосредственными изготовителями продукции.  В 1962 году стал издаваться журнал « Управление качеством для мастеров и бригадиров». Именно публикация этого журнала положила начало деятельности кружков качества.

Содержание журнала должно было быть понятным каждому. Его задачами являются обучение и подготовка кадров. Цена журнала должна была быть доступна каждому. В цехах и рабочих местах должны создаваться группы из рабочих под руководством мастеров, или кружки качества. Именно они должны стать основой деятельности управления качества в цехах и на рабочих местах. « Я был убежден, что занятия в кружках качества должны проводиться на добровольных началах и непосредственно на рабочих участках. Рабочие не должны участвовать в работе кружков по принуждению»[4] На декабрь 1983 года было создано 173 953 кружка, а количество их членов составило 1 490 629. Функционирует много кружков без официальной регистрации. В 1963 году был создан штаб кружков качества, основной задачей которого является активное и целенаправленное содействие деятельности кружков качества в Японии. Впоследствии в 1963 году были созданы региональные организации. Эти организации публикуют журналы и книги, изготавливают слайды, проводят семинары, читают лекции и организуют обучение на базе. Эта работа содействует самостоятельному развитию практиков-специалистов в области управления качеством. Ежегодно проводятся конференции по кружкам качества для мастеров, организуются взаимные визиты и дискуссии между различными кружками качества, выездные семинары для проведения занятий в кружках, а так же выезды научно-исследовательских групп за границу.

По мнению Исикавы Каору – «Кружок качества является небольшой группой рабочих одного и того же цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством»[5]. Задачами кружка качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

-содействие совершенствованию и развитию предприятия

-создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке

-всестороннее развитие способностей работников и как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.

Существует так называемая премия Деминга, которая присуждается отдельным лицам за достигнутые результаты в управлении качеством и применении статистических методов, а так же отдельному отделу или небольшому предприятию. Премия Деминга учреждена в 1951 году в честь доктора У.Э. Деминга за его заслуги в области управления качеством в Японии. Популярность премии неизменно растет, поскольку  присуждение премии свидетельствует об эффективности функционирования системы управления качеством на фирме. Но эффективное управление качеством не возможно без статического анализа качества и процесса, который стал применяться в Японии в 1949 году. Анализом качества является анализ, посредством которого с помощью данных и статистических методов определяется отношение между точными и замененными качественными характеристиками. Анализом процесса является анализ, позволяющий уяснить связь между причинными факторами и такими результатами, как качество, стоимость. Производительность. « После второй мировой войны Япония закупала новую технологию у западных стран, а теперь она экспортирует в эти страны свою передовую технологию»[6]- по мнению

Информация о работе Японская и амереканские модели менеджмента