Абсолютный идеализм Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассматриваемых в его философии сфер действительности — от чисто логических категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель старался найти и указать проходящую через них «нить развития», хотя схематизма и искусственных построений при этом избежать не удалось.

Работа содержит 1 файл

К раб Абсолютн идеализм Гегеля.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень - абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов [8].

Вторая ступень в развитии идеи права - мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали - внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство [8].

 

 

4. Культурно – историческая картина мира в философии Гегеля

 

 

Как уже указывалось, попытка рассмотреть культурно-исторический процесс как единый и закономерный характерна для многих философов, но наиболее яркое отражение эта тенденция находит в философских воззрениях Г.Гегеля, марксизма, К.Ясперса. Их объединяет то, что все они приходят к идеи культурно-исторического прогресса, но у каждого из ни есть свое обоснование этого процесса и, соответственно, свои критерии для выделения исторических типов культуры. Разобраться с этим можно, только обратившись к конкретному теоретическому наследию указанных авторов.

Необходимо обратить внимание на то, что Гегель уже в первой своей работе «Феноменологии духа», принесшей ему широкую известность, приходит к выводу о том, что все сферы культуры есть итог деятельности человеческого рода. Однако детальную проработку проблем, которые представляют особый интерес для культурологии, Гегель осуществляет в последних работах, таких как «Философия права», «Философия религии», «Философии» и лекциях по эстетике. Именно в них содержится гегелевское понимание культуры, дается описание ее видов и форм, рассматривается вопрос о ее будущем, раскрывается ее связь с особенностями национального характера. В последних работах Гегель приходит к идее существовании различных типов культуры. Он утверждает, что культура, будучи неким единством, целостностью, тем не менее, качественно разнородна. В ней, по его мнению, можно выделить не только высокую и низкую культуру, но также теоретическую и практическую, интеллектуальную и моральную, нравственную и умственную, а также культуру высказываний [5].

Философ утверждает, что смысл истории состоит в том, чтобы создать условия для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя. С точки зрения Гегеля, исторический прогресс состоит в развитии сознания свободы как условия развития духа.

Мировой дух движется с Востока на Запад, вселяясь по пути то в один, то в другой народ и понимаясь через них все выше к вершинам свободного самопознания. Народ избранник мирового духа возглавляет развитие человечества на некотором этапе всемирной истории и, выполнив свою великую миссию, передает ее другому народу, который делает следующий шаг в понимании и реализации свободы [5].

Гегель делит всю историю на такие четыре основные этапа:

-восточный, где мировой дух проходит через Египет, Персию, Китай, Индию;

-греческий;

-римский;

-германский.

Древний Восток это младенчество духа, Греция – его юность, Рим – зрелость, германский мир – мудрая старость.

Страны Древнего Востока еще не знали подлинной свободы, так как все люди были рабами властелина, а сам он – рабом своих желаний. В греческом мире свободными осознавали себя не все, а только некоторые. В Риме были разработаны формальные юридические основы принципа свободы, но эта была свобода не для всех. Вместе с христианством «дух свободы» наконец входит в германский мир.

Из этого следовало, что Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны. Остальные народы, обойденные мировым духом, выступают на арене мировой  истории, по Гегелю, лишь в качестве статистов [5,7].

Таким образом, становится ясно, что Гегель рассматривает развитие истории и культуры  как взаимосвязанный и общемировой процесс, а его эволюцию, как и критерий периодизации, философ связывает с категорией «свобода», которая становится ключевой в его концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Делая вывод, следует отметить, что фундаментальный вклад в развитие философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля состоял в том, что он впервые в истории философской мысли дал глубокую систематическую разработку диалектического метода мышления и стремился реализовать его принципы при анализе всех сфер действительности.

Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе. Вот почему основное противоречие гегелевской философии — это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.

Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос., 1994. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: «Питер», 2001.

3. Баум М.А. Заметки по вопросы соотношения системы и диалектики у Гегеля // М.А. Баум // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Наука, 1987.

4. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: «Наука», 1990.

5. Быкова М. Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: «Наука», 1993.

6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2.

7. Гегель. Философия природы. // Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1975.

8. Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. - М. 1963 г.

9. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: «Наука», 1987.



Информация о работе Абсолютный идеализм Гегеля