Афинская школа философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений.

Содержание

Ведение
1. Софисты и Сократ.
2. Учение Платона об идеях..
3. Философская система Аристотеля
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

  3.  Идея  вещи  есть  та  общность  составляющих  её   особенностей   и

единичностей, которая является законом для  возникновения  и  получения  этих единичных проявлений вещи.

  4. Идея  вещи невещественна.

  5. Идея  вещи  обладает  своим  собственным   и  вполне  самостоятельным

существованием, она тоже есть особого рода идеальная  вещь,  или  субстанция, которая  в своем полном и совершенном  виде  существует  только  на  небе  или выше неба. В учении об идеях Платон исходил из того, что  человек в своей созидательной  деятельности идет от идей к вещам (сначала  идеи как образцы, затем вещи, воплощающие  их), что в голове человека возникает  много идей, которые не имеют материального  воплощения, и неизвестно, получат  ли они это воплощение  когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые  существуют независимо от материи в  некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают  на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей  – тень, нечто менее существующее (т. е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей – нечто малосуществующее, т. е. изменяющееся, исчезающее). Идея в  голове человека — это как бы акт воспоминания о мире идей.

Говоря  о мире идей, Платон отчасти был  прав. Ведь говорим же мы: «идея носится  в воздухе». Помимо идей в головах  людей существуют еще идеи, которыми «дышит» духовная атмосфера времени.

  Последователи Платона, так называемые неоплатоники придумали целую иерархию понятий (от самого абстрактного-общего, обладающего  наибольшим бытием, до самого конкретного-частного-единичного, обозначающего конкретную вещь, ничтожную, исчезающее малую в смысле существования) В теории идеального государства  Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории человеческое общество в лице государства  довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным  по отношению к к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается  только как частица целого, как  нечто, которое целиком должно подчиняться  целому.

  Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся  в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене и по этой стене ходят тени. Мир вещей  – это тени, которые мы непосредственно  видим, а мир идей – то, что  находится за пределами пещеры. Так  Платон объяснял свою теорию идей. Он был  прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком  абсолютизировал это противопоставление. В какой-то мере понять его можно: на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия жизни — грубо обрубая одно, они абсолютизируют другое. Для Платона общее — важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами-коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона.

  Негативная  сторона платоновского идеализма: принижение телесного, физического  по сравнению с духовным, представление  тела как темницы души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению  со смертью. 

  3. Философская система Аристотеля.

Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по - настоящему творческий период ее истории, был ученик Платона - Аристотель, он жил с 384-го по 322-й г. до н. э. Родной город Аристотеля - Стагира, полис, положенный на северо-западе Греции. Придя в Афины и став «академиком», Аристотель обнаружил  необыкновенный философский и научный  дар. Но Аристотель оказался непокорным учеником. Его расхождение с учителем объяснялось прежде всего тем, что  в облике Аристотеля полностью отсутствуют  черты пророка и религиозного учителя. К учению Платона он отнесся  как к концепции, описывающей  мироздание, а не как к попытке  преодоления царящего в мире зла, а потому не мог не обнаружить в  ней многих неясностей и противоречий. О несогласии с учителем он заявил открыто и был вынужден покинуть Академию. Аристотель — отец логики (и сейчас ее порой называют аристотелевской). Он выявил основные правила логического  мышления, сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы  логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

Аристотель  был создателем учения о категориях, основных философских понятиях; им была разработана первая категориальная картина мира («система» категорий). Главное его сочинение — «Метафизика» — как раз посвящено этой теме.

Аристотель  выступил с критикой теории идей Платона, считая, что идеи не могут существовать отдельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы вещей). Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и  идеалистов, то можно сказать, что  Аристотель фактически высказал основную мысль материализма, т. е. что дух не может существовать вне материи (в противоположность Платону, который утверждал обратное).Творческая эволюция Аристотеля может быть представлена как  история разочарования  в  платонизме  и  метафизике  с   последующим  поворотом   к натурализму и эмпиризму. Если Платон был склонен к  изучению  математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив,  обладал настоящей  страстью   к   систематизации   феноменов   эмпирического   мира. Философская систематика Аристотеля  уже  окончательно  определит  стабильные ракурсы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики.

Обобщая  опыт  предшествующего  развития  науки,  Аристотель   пытался  построить единую систему наук, включающую в себя все известные  в  то  время отрасли знания.   Все  науки занимаются исследованием  бытия. Каждая из них имеет «дело  с тем или другим специальным  бытием, и,  отведя  себе  какую-нибудь  отдельную область, они занимаются этой областью…».Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только  ради  него  самого,  практические,  дающие  руководящие   идеи   для  поведения  человека,  и  творческие,  где  познание  совершается   с   целью достижения пользы или  осуществления чего-либо  прекрасного.  У  «творческих» наук «источник творчества лежит  в  том,  кто  создает,  а  не  в  том,  что создается,  и  таковым  является  или  искусство,  или  какая-нибудь  другая способность. И,  подобным  же  образом,  у  науки  о  деятельности  движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его  совершает».Общим правилом  научного  исследования,  независимо  от  вида  научной деятельности, провозглашается  положение:  на  первом  месте  должна  стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и  никакие  субъективные  цели не должны исказить этой «правды вещей».

«Теоретические  науки»  Аристотель  разделяет  на  «первую  философию», математику и физику. Физика изучает состояние  тел в природе  и  определенные «материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства,  неотделимые  от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку  же свойства  тел  «отмежеваны  от  всего  телесного,  они  составляют   предмет изучения философа- метафизика». «Первая философия»  обнаруживает  неизменные «начала» сущего.

  Логика  же не входит в эту классификацию,  ибо она есть пропедевтика  ко

всем  наукам, их методология.  Таким  образом,  за  аристотелевским  делением наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело  ремесленников, наука – дело мудрецов, практика – дело  политиков.  Поэтому  практические  и творческие  «науки»  ниже   теоретических   («умозрительные  теоретические дисциплины  выше  созидающих»).  Занятие умозрительными  науками – форма интеллектуального времяпрепровождения господ.   Для   сравнения   можно привести платоновскую  классификацию наук,  которая была  субъективной,   то   есть исходила из представлений о частях души   Непоследовательность аристотелевской классификации наук  выражается, прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии»  как науки о сущности всем остальным наукам,  изучающим бытие,  в отделении «первой философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не  рассматриваются Аристотелем как находящиеся в глубокой  необходимой связи друг  с другом; связь эта у Аристотеля  часто получает  субъективное  обоснование путем введения критерия «ценности» объекта познания.

Несмотря   на   непоследовательность   классификации   наук,    данной Аристотелем,  синтез  знания,  осуществленный  им,  поистине  грандиозен.  В греческой науке  впервые  встречается  столь  всеобъемлющая  и  плодотворная попытка создать  единую систему наук. Основной  вопрос  философии  для  Аристотеля  –  это  вопрос  о   том, существует  ли  помимо  материи  и  чувственных  сущностей  еще   какая-либо самостоятельная причина;  как  замечает  философ  в  «Метафизике»,  «главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли  что-либо  кроме материи, самостоятельной причиной или  нет». Еще более характерна  другая формулировка:  «Вопрос  идет  о  том,  существует  ли   помимо   чувственных сущностей еще какая-нибудь –  неподвижная  и вечная  или же  нет,  и если существует, то в чем она».  Как  видим,  эта причина должна  быть,  говоря современным   языком,   сверхчувственной,   а   также    нематериальной    и сверхприродной.

 Труды  Аристотеля   –   важнейший источник наших  знаний  в  области  доаристотелевской  философии.  Однако  к анализу систем ранних философов он  подходит  предвзято  –  с  точки  зрения своего учения  о  четырех  причинах.  Собственная  философия  представляется Аристотелю как бы энтелехией всей существовавшей до него философией  Эллады. Он считает, что  история  философии  полезна скорее  в негативном,  чем в позитивном аспекте, она нужна, чтобы… «не впасть  в  те  же  самые  ошибки». Давая   общую   характеристику    предшествующей    философии,    Аристотель подчеркивает ее случайное приобщение к  истине  и  устарелую  форму.  Ранние философы сравниваются Аристотелем с неискусными в  битвах  людьми:  «Ведь  и те, оборачиваясь во все стороны, наносят  иногда  прекрасные  удары,  но  не потому,  что  знают;  и  точно  так  же  указанные  философы  не  производят впечатление людей, знающих  что  они  говорят».  Что  касается  причин,  то, утверждает Аристотель, никто  из  предшественников  «не  вышел  за  пределы» указанных им самим четырех причин, «но  все  явным  образом  так  или  иначе касаются, хотя и неясно, а все же именно этих  начал».  Все они говорят о материальной причине, а самые первые философы,  начиная с Фалеса,  никакой другой причины  и  не  знали:  «Из  тех,  кто  первые  занялись  философией, большинство считало началом всех вещей лишь одни начала в виде материи:  то, из чего состоят все вещи,  из  чего  первого они возникают и во  что,  в конечном счете, они разрушаются, причем основное существо  пребывает,  а  по свойствам своим меняется, - это  они  считают  элементом  и  это  –  началом

вещей». Но лишь некоторые философы коснулись  движущей причины, например  те, «кто делает началом дружбу  и  вражду,  или  ум,  или  любовь».  Еще  меньше говорилось  о  целевой  и  формальной  причинах:  «Суть  бытия  и   сущность отчетливо никто не указал, скорее же всего говорят  о  них  те,  кто  вводит идеи».

Аристотель  подвел итог развитию  философской  мысли  с  ее  начала  в Древней Греции и до Платона. Именно  Аристотелю  принадлежит  систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит  науки на  3  большие  группы:  теоретические (1я физика,  физика,   математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие  (поэтика,  риторика, искусство). 

  Вывод

  В  социальной   философской   проблематике афинской школы  преобладает этическая тематика: она рассыпана  мудрыми  афоризмами,  которые  заставляют задумываться нас и сегодня. Так, в одних только  "Диалогах"  Платона  даются определения   понятий    судьбы,    старости,    добродетели,    разумности, справедливости,   терпеливости,   хладнокровия,   совестливости,    свободы, скромности,  порядочности,  великодушия,  блага,   миролюбия,   легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

  Подводя итог рассмотрению философии древнего мира,  следует сказать, что она является "душей" его культуры, во многом  определяет  лицо  духовной цивилизации Запада и Востока.  Дело  в том,  что философия охватила  все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

   Вся духовная цивилизация Востока  несет  в  себе  обращение  к  бытию личности,  ее   самосознанию   и   самосовершенствованию   через   уход   от материального мира, что не могло  не  сказаться  на  всем  образе  жизни   и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока. В целом же  философия  древнего  мира  оказала  огромное  влияние  на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

1. Балашов Л. Е.Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

Информация о работе Афинская школа философии