А.И.Левшин –“ Геродот” казахского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

В трудах Левшина А.И.», ставит, прежде всего, перед нами цель раскрыть А.И. Левшина как историка-исследователя Казахстана начала 19 века. Его значение для Казахстана. Имя Алексея Ираклиевича Левшина (1797— 1879) — выдающегося русского ученого, литератора и государственного деятеля первой половины-середины XIX в. по праву занимает одно из видных мест в истории научной и общественной мысли в истории Казахстана на основе его базового исследовательского произведения «Описание Киргиз-Кайсацких орд».Здесь он приводит актуальные вопросы относительно истории казахского народа, его традиций, литературы, обычаев, народных обрядов, экономические и социальные стороны края в период присоединения Казахстана к России, также в этом издании широко освещается вопрос этнографии казахского народа.

Подобно многим другим ярким представителям Золотого века культуры, он обладал широким диапазоном творческих интересов и энергично стремился воплотить их в самых разных сферах интеллектуальной деятельности. Европейски эрудированный писатель и публицист, неутомимый путешественник, большой знаток классической литературы и "изящных" искусств, талантливый историк, этнограф, статистик, географ, искусствовед, экономист, редактор и видный организатор науки — А. И. Левшин оставил неизгладимый след своего глубокого и разностороннего интеллекта на многих важных событиях культурной жизни Казахстана пред реформенной эпохи и уже в молодые годы приобрел широкую международную известность.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 49.65 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат на тему: А.И.Левшин –“ Геродот” казахского народа 
 
 
 

                                                                               
 

                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение

     Глава I. А.И. Левшин как исследователь истории Казахстана начала 19 века 4

     1. Исследования А.И. Левшина об истории казахского народа

     2. Общественное признание книги Левшина А.И

     Глава II. Проблемы этнографии в книге «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

      1. Описание природных условий жизни казахского народа в книге А.И. Левшина

     2. Исследования А.И. Левшина об истории казахского народа

     Заключение

     Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

     Введение

     В трудах Левшина А.И.», ставит, прежде всего, перед нами цель раскрыть А.И. Левшина как историка-исследователя  Казахстана начала 19 века. Его значение для Казахстана. Имя Алексея Ираклиевича  Левшина (1797— 1879) — выдающегося русского ученого, литератора и государственного деятеля первой половины-середины XIX в. по праву занимает одно из видных мест в истории научной и общественной мысли в истории Казахстана на основе его базового исследовательского произведения «Описание Киргиз-Кайсацких  орд».Здесь он приводит актуальные вопросы относительно истории казахского народа, его традиций, литературы, обычаев, народных обрядов, экономические и социальные стороны края в период присоединения Казахстана к России, также в этом издании широко освещается вопрос этнографии казахского народа.

     Подобно многим другим ярким представителям Золотого века культуры, он обладал  широким диапазоном творческих интересов  и энергично стремился воплотить  их в самых разных сферах интеллектуальной деятельности.  Европейски  эрудированный  писатель  и  публицист, неутомимый путешественник, большой знаток классической литературы и "изящных" искусств, талантливый историк, этнограф, статистик, географ, искусствовед, экономист, редактор и видный организатор науки — А. И. Левшин оставил неизгладимый след своего глубокого и разностороннего интеллекта на многих важных событиях культурной жизни Казахстана пред реформенной эпохи и уже в молодые годы приобрел широкую международную известность.

     Самый первый и, без сомнения, самый крупный  творческий успех ученого, определивший всю его последующую судьбу в  науке и в немалой степени  на государственном посту, непосредственно  был связан с Казахстаном.

     Подготовленный  и опубликованный А. И. Левшиным в  1832 г. фундаментальный труд о казахском народе единодушно был признан научной общественностью разных стран классическим произведением мировой востоковедческой литературы, которое по широте охвата научных проблем, богатству и оригинальности историко-этнографических сведений намного превзошло все исследования о казахах, написанные к тому времени.

     В этой работе в полной мере проявились обширные научные знания, исследовательский талант и блестящие литературные способности А. И. Левшина, а потому она не потеряла своего научного значения и интереса для читателей по сей день. Между тем сколько-нибудь подробная биография "Геродота казахского народа" до сих пор еще не написана, и многие обстоятельства его личной жизни, научной и общественной деятельности остаются, неизвестны современным историкам и писателям. 
Глава I. А.И. Левшин как исследователь истории Казахстана начала 19 века

     1. Исследования А.И.  Левшина об истории  казахского народа

     В духе этой историографической традиции А. И. Левшин составил свое представление  о цели исследования истории казахского народа, рассматривая ее в качестве важнейшей области приложения интеллектуальных сил. Изучение казахов имело смысл  в его глазах не только для познания самого этого народа, но и в немалой  степени для наполнения конкретным содержанием абстрактной схемы "естественного  человека", которую историк может  лучше всего раскрыть на примере  малоизвестных кочевых народов, живущих в определенной географической среде, в определенных экономических  условиях и в определенных взаимоотношениях с внешним миром. Именно такое  понимание роли кочевников в познании мировой истории отчетливо присутствует в самой ранней работе А. И. Левшина  о казахах, написанной в 1820 г.1

     Это была первая и, вместе с тем, единственная попытка исследователя построить  этнографическое описание казахского народа по канонам романтической  историографии. Все то увиденное, что  не соответствовало требованиям "высшего  разума" и "подлинной" природе  человека, заслуживало со стороны  автора порицания или скепсиса, а, напротив, замеченные им способности  и добродетели казахов, по аналогии с известным образцом, одобрение, восхищение и хвалу человеческому  духу.

     Прошлое и настоящее казахского народа служило  теперь для А. И. Левшина весомым  аргументом опровержения этой изжившей себя умозрительной модели социума, которая сплошь и рядом мешала исследователям рассмотреть внутренний смысл разных эпох, не говоря уже  о движущих силах самой истории.

     Новая тенденция еще не была освобождена  от морально-прагматических принципов  и метафизического метода в историографии, но уже опиралась на критическое  отношение к историческому материалу.

     История казахов как научное занятие, сохраняла для А. И. Левши на смысл  только при наличии глубокой веры в то, что из нее можно почерпнуть новую ценную информацию о природе  человека, естественном законе и общественных нравах. В предисловии к своему монографическому труду он следующим  образом определил эту задачу: "Я старался сделать сочинение  мое, сколько возможность позволяла, удовлетворительным для людей, ищущих в истории малоизвестных народов  предметов для нравственных наблюдений, равно, как и для чиновников, кои  подобно мне... будут находиться в  сношениях с народом киргиз-казахским".2

     Такой масштабный конструктивный подход к  определению роли и задач российской администрации в новоприобретенном  крае был близок ценностным ориентирам молодого А. И. Левшина и побудил  его последовать за своим идейным  наставником в Оренбург. Отсюда позже  проистекали стремление Алексея  Ираклиевича глубоко изучить  все доступные материалы о  казахах в местных архивах, а  затем — серия проблемных статей и фундаментальный трехтомный труд, специально посвященный казахскому народу.3

             2. Общественное признание книги Левшина А.И.

     С этого времени начинается новый, очень важный этап в служебной  и творческой биографии А. И. Левшина, положивший начало его карьере профессионального  историка и государственного деятеля.

     Работа  с историческими источниками  увлекла А. И. Левшина и вызвала  желание написать подробную историю  казахского народа с древнейших времен. Но для реализации этого обширного  замысла требовались соответствующие  условия (нужная литература, консультации отдельных специалистов) и большое  напряжение интеллектуальных сил.

     Важное  значение для плодотворной работы А. И. Левшина над трудом о казахском  народе имела его длительная служебная  командировка в 1826— 1828 гг. в Италию, Францию и Австрию.4

     Во  время этой поездки он установил  личные контакты с ведущими зарубежными  коллегами и познакомил их с основными  разделами своего исследования. По инициативе видных европейских ориенталистов  А. П. Жобера и Г. Ю. Клапрота во французских  научных журналах были опубликованы статьи Левшина "Об имени киргиз-кайсацкого народа...", "Географическое и историческое описание р. Сырдарьи" и некоторые  другие. Эти публикации обеспечили их автору большую популярность в  кругу европейских востоковедов. Очевидным признанием научных заслуг Левшина в области истории  и этнографии Средней Азии стало  избрание его в конце 1827 г. членом Парижского географического общества, а в начале 1828 г. — членом Парижского азиатского общества.5

     После возвращения в Одессу А. И. Левшин продолжал напряженно работать над  монографией, но смог закончить ее только к концу 1830 г. К этому времени члены редакции пушкинской "Литературной газеты" получили возможность познакомиться с содержанием полного текста и заранее предсказали автору большой успех.

     Предваряя появление книги в печати, они  поместили в начале 1831 г. в двух номерах газеты краткие извлечения из рукописи под названием "Этнографические известия о киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих ордах".6

     Публикация  сопровождалась примечанием издателя О. М. Сомова:

     "Мы смело скажем, что у нас редко появляются книги, столь богатые учеными изысканиями, столь занимательные по своему предмету и по образу воззрения сочинителя и притом оживленные столь хорошим увлекательным слогом". Завершалось примечание редакции проницательным прогнозом о том, что "Описание киргиз-казачьих орд" будет новый и богатый вклад, приносимый русским ученым в общее европейское хранилище сведений об Азии. Нет сомнения, что книга г. Левшина будет немедленно переведена на иностранные языки, и что в других краях Европы ученые отдадут его труду полную и заслуженную известность.7

     В начале января 1831 г. вся техническая работа над текстом была полностью   завершена,   и   можно   было   отдавать   рукопись   в типографию.8

     В то же время творческая работа, принося  автору, радость познания и минуты вдохновения, не могла служить источником денежных доходов. Неожиданно возникшие  финансовые трудности угрожали затянуть надолго публикацию книги и побудили автора обратиться с письмом о  помощи в Азиатский департамент  МИД. Этот предусмотрительный поступок по существу решил судьбу его фундаментального труда.

     Сочинение А. И. Левшина "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей»  было напечатано в конце октября  1832 г. в петербургской типографии Карла Крайя. Оно состояло из трех томов: первый том содержал общую физико-географическую характеристику казахских степей, во втором — впервые излагалась история казахского народа с древнейших времен до начала XIX веке, в третьем томе было дано подробнейшее описание этнографии казахов.

     К основному содержанию томов были приложены планы, таблицы, карты, схемы, литографированные и гравированные  рисунки и другие материалы.

     Труд  вышел небольшим тиражом в  количестве 400 экземпляров и довольно скоро стал библиографической редкостью.9

     Выход в свет трехтомной монографии А. И. Левшина  стал заметным событием в научной  и культурной жизни страны. Исследование сразу же привлекло к себе внимание видных сановников столицы и других официальных лиц, известных ученых, писателей, образованной российской общественности в центре и на местах.

     За  короткое время работа А. И. Левшина  получила большую известность в  Дании. В 1836 г. автор "Описания киргиз-казачьих орд" по предложению датских специалистов был избран членом одного из самых авторитетных научных обществ этой страны — "Королевского датского общества северных антиквариев".

     Еще более тепло труд А. И. Левшина  был встречен коллегами-ориенталистами во Франции. По инициативе Азиатского и Географического обществ в  Париже он был переведен на французский  язык и издан одной книгой в  1840 г".10

     В том же году отдельные извлечения из книги А. И. Левшина были опубликованы в итальянском журнале "Rivista europea" и, как считают некоторые исследователи, не исключена возможность, что существует итальянский перевод всей книги ученого.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе А.И.Левшин –“ Геродот” казахского народа