Аистотель «О материи и форме»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:26, реферат

Описание работы

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Вместе с семьей молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию, где он и созрел как самобытный философ, на что понадобилось добрых 20 лет. Он оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 46.35 Кб (Скачать)

   Введение. 

   Аристотель  является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная  философия, наука и культура, так  или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре. 

   Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей. Даже стиль  Аристотеля существенно отличался  от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты. 

   Платон  и Аристотель отличались не столько  взглядами, сколько характером и  отношением к поиску истины. Платон - вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального  мира. Аристотель - собранный вдумчивый  исследователь, который ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и определения. Хотя в античные времена  не было науки в современном понимании, Аристотель подошел к ней ближе  всех и был, и был, можно сказать, типичным ученым. 

   Краткая биография. 
 

   Аристотель  продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В  отличие от Сократа и Платона  он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах одно время был придворным врачом македонского царя Аминта 3. В 17 лет Аристотель приехал в Афины и вступил в платоновскую Академию. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделялся большой начитанностью и выдающимся умственным дарованием. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной критике.  

   После смерти Платона Аристотель в 347 г. покинул  Академию и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным  философом и поэтому не удивительно, что македонский царь Филипп пригласил  его в качестве учителя к своему 13 -летнему сыну Александру, будущему знаменитому завоевателю. Аристотель, как настоящий грек, никогда не пренебрегавший общественными делами (по его определению человек - существо политическое), согласился. На его решению  повлияло то обстоятельство, что в  отличие от Платона, считавшего, что  в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать  не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов. 

   Аристотель  написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать  и как необходимо для царя быть добрым. И вот, кажется, Аристотель выполнил свою задачу. « Сегодня я не царствовал, - говорил иной раз Александр, - ведь я никому не делал добра» Лосев  А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. С. 104.. Участие Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло тому стать человеком, обладающим глубокими знаниями в различных областях, но в целом попытка философа оказалась столь же неудачной, как и стремление Платона создать идеальное государство в Сицилии. По мере того, как Александр Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, невоздержанным и скорым на расправу с теми, кто смел ему возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх. Вместо благородного царя из Александра Македонского получился коварный завоеватель. Может быть, именно этот неудачный педагогический эксперимент и привел Аристотеля к убеждению, вопреки Сократу, что «знание же имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели» и что большее значение имеют привычки, сформировавшиеся с первых лет жизни ребенка. Этика Аристотеля. М., 1908. С. 28. 

   В 335 г. Аристотель вновь возвращается в  Афины и основывает свою собственную  школу возле храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая местность называлась Ликеем (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитался в виде волка). От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение - лицей. 

   Учил  Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали  перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как учеников Платона - академиками. 

   Аристотелю, в отличие от Платона, который  уезжал из Афин устраивать идеальное  государство, приходилось бороться с реальной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему греку, Аристотель активно участвовал в политической жизни, смело проповедуя свои взгляды. Кончилось это тем, что в 323 г. он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых  чтили в те времена, обвинение, сходное  выдвинутому против Сократа» Лосев  А. Ф. Тахо - Годи А. А. Аристотель. С. 195.. Не дожидаясь суда, Аристотель уехал  на остров Эвбею. Спросившему, почему он покинул Афины, Аристотель ответил, что не желает, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией. 

   Аристотель  не последовал примеру Сократа, и  это, возможно, связано с его происхождением: он не был афинянином по рождению и  потому вовсе не обязан Афинам своим  воспитанием. Да и следовало ли повторять  то, что на века прославило Сократа? Так или иначе, но Аристотель поступил, как считал нужным. В изгнании он и умер, а если верить Диогену  Лаэртскому, покончил с собой, прожив 61 год. 

   Материя и форма. 
 

   Аристотель  не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя  Платона, считал, что находятся они  внутри отдельных вещей как принцип  и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским  словом «форма». В противоположность  Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав боа эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя - это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие «материя» имеет в русском языке и бытовой смысл: материя как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, - материал. «Под материей же я разумею, например, медь; под формой - очертание - образ; под тем, что состоит из обоих, - изваяние как целое» Аристотель. Метафизика // Соч: В 4 т. М., 1976 Т. 1.С.189.  

   Форма и материя - простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и  как материя, и как форма. Медь - материя по отношению к шару, который из нее отливается, но она  же форма по отношению к тем  элементам, в результате соединения которых появляется вещество медь. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Аристотелево деление на форму и материю можно проиллюстрировать примером из генетики. Наследственный аппарат выступает в качестве формы и материи тем самым преодолевается. 

   Определяя материю как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие философы близко подошли  к этому выводу, утверждая, что  «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет» Там же. С.301.. 

   Развивая  взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит  мир, Аристотель выделяет в качестве основы первоматерию - неопределенное начало мира, которое он называл «хорой» и противопоставлял Богу как Высшему Благу. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (например, вода в пар). К четырем стихиям Аристотель добавляет квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела, - звезды и небо. 

   Природа находится в вечном движении и  изменении, она всегда существовала и будет существовать. Аристотель различал формы движения по сущности (возникновение и уничтожение), по качеству (превращение), по количеству (увеличение и уменьшение) и по положению (перемещение). Каждое явление природы содержит в себе, по Аристотелю, изначальную внутреннюю цель своего развития. В растении актуализируется возможность, заключенная в мраморе. Представление о том, что все происходящее имеет какую-либо цель, получило в философии название теологии (от греч. «talos» - цель). Последовательное проведение теологического взгляда привело Аристотеля к утверждению, что форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию.  

   Понятия движения, развития, цели имеют большое  значение в философии Аристотеля. Рассматривая вопрос об источнике движения и развития всех вещей, Аристотель предположил, что на них действует космический  Ум, в его учении он занял место  потустороннего платоновского мира идей. Перводвигатель привел мир в движение, как, скажем, человек заводит часы. Однако аристотелевское понятие Ума лишено непосредственно этического значения, присущего платоновской идее блага. Наличие вечного перводвигателя Аристотель объясняет вечным движением светил. Как светила вечны, так «и то, что движет их, должно быть вечным и предшествовать тому, что им приводится в движение» Там же. С.312.. 

   Если, по Платону, материя без идеи «не  сущее», т. е. не существует, то, по Аристотелю, не может также существовать и  форма без принадлежащей к  ней материи. Отношение материи  и формы Аристотель уподобляет отношению  мрамора и статуи, и это сравнение  не случайно, поскольку Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства (недаром космос для древних  греков - лад, гармония, порядок и  даже красота). 

   Об  обществе и государстве. 
 

   Осуществив  грандиозное обобщение социального  и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское  учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С.375.. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению. По Аристотелю человек - политическое существо, то есть социальное, и он несет в  себе инстинктивное стремление к  «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек  способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом  социальной жизни он считал образование  семьи - муж и жена, родители и  дети…Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и  селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал  зависимость целей, интересов и  характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал  этот критерий при характеристике различных  слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в  государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что  в зависимости от перевеса того или  иного из элементов устанавливается  и соответствующая форма государственного строя» Аристотель. Указ. Соч. С.3.. Он выделил  три главных слоя граждан: очень  зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими  См.: Там же. С. 23.. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы - ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. 

   Если  экономический индивидуализм берет  верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться  в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег  в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают сое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношения между бедными и богатыми - отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения. 

   Литература. 
 

   Ш В. Г. Голобоков. Краткая история философии. - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.  

   Ш А. Г. Спиркин. Философия: Учебник. - 2-е издание. - М.: Гардарики, 2004 г. 

   Ш А. А. Горелов. Философия в вопросах и ответах. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2006 г.

Информация о работе Аистотель «О материи и форме»