Александр Николаевич Радищев: философия человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:16, доклад

Описание работы

Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопедистов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радищева в основе своей был механистическим и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был полностью свободен от элементов деизма.
Философия Радищева была направлена против идеалистической и религиозно-мистической идеологии крепостников. Радищев критиковал мистическое учение масонов, реакционные идеалистические направления в философии и естествознании. Он осуждал церковь за то, что она выступает на стороне царской власти против народа, что она «сковать рассудок тщится» и что священнослужители всегда были изобретателями оков человеческого разума

Работа содержит 1 файл

Радищев.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Александр Николаевич Радищев: философия человека

Родился в Москве в дворянской семье. Получил домашнее образование под руководством преподавателей Московского университета, затем  учился в Пажеском корпусе в Петербурге.  Был направлен в Лейпцигский  университет с целью изучения юриспруденции. Он окунулся в атмосферу европейской просветительской мысли, насыщенную вольнодумством, интеллектуальной смелостью, обилием философских течений.

На формирование его философских взглядов большое  влияние оказали труды Лейбница, К.А. Гельвеция, Ш. Бонне, Ж. Робине, Дж. Локка.

В этот период жизни  на его мироощущение повлияла кончина  его друга Ф.В. Ушакова. «Помышление  о смерти» становится постоянным предметом его философский интересов.

Творчество Радищева приходится на второй этап европейского Просвещения. Время, когда наряду с социально-политической и гуманистической проблематикой на первый план  выступает вопрос о природе человека. Проблема человека у него становится центральной.

Философию Радищева точнее называть антропосоциальной.  Он проявлял внимание не только к социально-экономическим характеристике условий человеческого бытия, но и к антропологическим и психологическим проблемам личности человека. Он верил во всесилие человеческого разума, в его способность выявить первопричины социального зла и неправды, морального разложения знати.

Радищев писал: «  Человек родится в мир равен  во всем другому. Все одинаковые имеем члены, все имеем разум и волю» (Радищев. Полн. собр. соч. М.; Л., 1938. Т.1. С. 278). Т.е. будучи существом общественным, человек вступает в общение с себе подобными. При этом он жертвует частью своей свободы, но не обязан полностью подчиняться контролю со стороны общества или государства.

Революцию он считал трагедией. Её следует избегать, так  как порожденная ею ничем не ограниченная «вольность» чревата новыми формами рабства. В «Путешествии» он призывает верхушку дворянства к началу деятельности по коренному изменению общественной жизни в России.  

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев встал на защиту угнетенного народа, прежде всего крепостных крестьян, обрушился на крепостное право и самодержавие, которое он еще ранее объявил «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Радищев верил, что рано или поздно народ восстанет против своих угнетателей, свергнет силой власть царей и помещиков, осуществит равенство людей перед законом, равенство во владении имуществом, установит свободу, уничтожит сословное деление, крупную частную собственность, тунеядство и праздность верхов. В будущем обществе, по мнению Радищева, жизнь будет строиться на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и равенстве.

Выступая за революционный путь преобразования России, Радищев не отказывался использовать для облегчения участи народа реформы. В ряде мест «Путешествия из Петербурга в Москву», в законодательных проектах, составленных в период создания «Путешествия...» и по возвращении из ссылки, он взывает к разуму образованного дворянства, обращается к помещикам с призывом добровольно отказаться от притеснения крестьян, освободить крепостных. Основываясь на этом, идеологи буржуазии и помещиков изображали Радищева либералом. Таким же рисуют Радищева и современные реакционные буржуазные историки. На самом же деле Радищев принадлежал к дворянским революционерам, в его воззрениях имелись зачатки революционно-демократических идей.

 
В «Путешествии» он осуществлял всесторонний анализ существующего в России общественного и политического строя, подчеркнув кризис его экономических, политических и нравственных оснований.  Раскрывает экономическую неэффективность крепостного состояния, порождающего нелюбимую работу, не дающего возможность раскрыться способностям, трудолюбию народа.

В «Путешествии»  эти идеи развиваются на материале  российской действительности, что позволило автору наполнить их живыми картинами, свидетельствами представителей разных сословий, встречавшихся ему на ямских станциях, его собственными раздумьями о судьбе России.

Он оправдывает  восстание народа против власти. Он видел в народном восстании бунт, хотя и справедливый по своим истокам, но «кровавый и ужасный» по своим последствиям.

Главной темой «Путешествия»  является кричащее противоречие реального  положения крепостных крестьян идеалам  Просвещения. Он развивал тему того, что народ вручает власть правительству, неважно, будет ли это республиканская форма правления или монархическая.  

В Сибири он написал  свой главный философский труд –  трактат «О человеке, о его смерти и бессмертии».  Впервые был опубликован в 1809 г. – через 7 лет после смерти автора. Многообразие философских тем концентрируется вокруг главной проблемы: бессмертна ли человеческая душа, и если да, то каковы формы её посмертного существования? 

Трактат "О  человеке..." содержит изложение материалистических и идеалистических аргументов в пользу смертности и бессмертия человеческой души. Принято считать, что первые две книги трактата являются материалистическими в своей основе, тогда как 3-я и 4-я книги отдают предпочтение идеалистической аргументации о бессмертии души. Однако верно также и то, что Радищев подмечал слабость и ограниченность некоторых положений метафизики материализма и не был сторонником идеалистического понимания природы человека. Так, признавая убедительность аргументов материалистов в пользу смертности человеческой души (из опыта мы имеем возможность судить о том, что душа прекращает свое существование со смертью телесной организации человека), он в то же время высказывал критические суждения в их адрес. Например, сознавая важность материалистического положения Гельвеция о равенстве способностей людей, согласно которому умственные способности детерминированы не природными качествами человека, но исключительно внешней средой, Радищев вместе с тем считал такой подход односторонним. "Силы умственные", по Радищеву, зависят не только от формирующего воздействия внешней среды, но и от заложенных в самой природе человека качеств, от его физиологической и психической организации.

Понятие "человек" - центральная категория в философии Радищева. Преимущественно в "человеческом измерении" рассматривал он и проблемы бытия и сознания, природы и общества.

Единство человека с окружающей природой состоит в  том, что он, подобно животным, растениям, представляет собой некую совокупность частей. Радищев подчеркивает момент «родства» человека и природы.

Радищев намечает разработку комплексного подхода в изучении человека: первый - предметный, состоит в рассмотрении человека как данности, уже сформированной; второй – функциональный, включающий исследование деятельности человека в природе и обществе, третий – историко-генетический способ, т.е. анализ этапов жизни человека в целях прогноза его будущего.

В целях глубокого  постижения особенностей человека Радищев  обращается к проблемам онтогенеза (индивидуального развития). В целом он рассматривает его как эпигенез (цель последовательных новообразований).

Человек, подобно  всему живому, рождается и растет, питается и размножается, однако специфику  человека он усматривает не только в обладании «умственной силой», но и в способности к речевому общению, в вертикальной походке, высказывает догадку о роли рук в формировании человеческого сознания. Человек – это микрокосм, раскрывающийся в своем глубоком внутреннем единстве.

Радищев склоняется к мысли о том, что различие жизни и смерти не следует преувеличивать. Завершение земного пути трагично, но не безнадежно для человека. Существует нечто такое в мире, что дарит надежды на бессмертие.

Его взгляды оказали  большое влияние на развитие революционных  идей в России.

Через Ушакова мы узнаем о взглядах самого Радищева, о его исканиях, которые отразились в трактате «О человеке…»

Главный признак, отличающий человека от скота, от дерева, от лишенного  прав раба, - это душа, духовный мир, именно в нем и человек обретает внутреннюю свободу. Отрезанный от Петербурга, от друзей и родных, брошенный в одиночную камеру в сибирском остроге, Радищев сохранил внутреннюю свободу. Он доказал, что идеи, свободную мысль уничтожить невозможно.

Четыре главных проявления мыслительных возможностей и способностей человека видит Радищев. Это познание Бога как «источника всех сил»; это зависимость умственных сил человека от «законов естественности», т.е. от климата, законов, нравов и обычаев; это бесконечное многообразие человеческих индивидуальностей и это зависимость умственного развития человека от его развития телесного.

В первых двух книгах трактата Радищев говорит о том, что когда вещество распадается  на свои составные элементы, распадается  и мыслительный орган, исчезает душа. Ведь она вторична, зависима и, следовательно, не может быть вечной, бессмертной. Душа смертна.

А в третьей и  четвертой книге он делает вывод  о том, что «поелику (поскольку) душа не разрушится, то пребудет жива и по разрушению тела». Иначе говоря, она бессмертна.  

Социально-философские  воззрения Радищева нашли отражение  в оде «Вольность». Его убежденность в торжестве свободы подкрепляется ссылками на могущество «духа разума». Предмет его «суть мы, а не я», т.е. идея свободы уподобляется универсальной истине науки.  Свобода – неотъемлемая часть человеческого естества.

Радищев смело вводит в новую культуру гуманистические  ценности ,веру в человеческий разум, идеи свободы и самоценности человеческой личности. Эти идеи сформулированы им в оде «Вольность». Просветительская концепция выстраивается на основе примеров из мировой истории (Кромвеля, Лютера, Вашингтона), вследствие чего она обретает философически универсальное значение.

Радищев был  озабочен в то же время тем, чтобы  превратить крестьянина, который "в законе мертв", в "истинного гражданина", установить республиканское "равенство во гражданах", отбросив табель о рангах, придворные чины, наследственные привилегии и т. п. Теоретической основой республиканских и демократических устремлений Радищева был просветительский вариант теории естественного права, взятый на вооружение многими европейскими современниками. Радищев осуждал революционный террор, считал, что наиболее радикальные воплощения "вольности", рожденной в эпоху французской революции 1791 г., чреваты новым "рабством".

Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.

Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопедистов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радищева в основе своей был механистическим и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был полностью свободен от элементов деизма. 
Философия Радищева была направлена против идеалистической и религиозно-мистической идеологии крепостников. Радищев критиковал мистическое учение масонов, реакционные идеалистические направления в философии и естествознании. Он осуждал церковь за то, что она выступает на стороне царской власти против народа, что она «сковать рассудок тщится» и что священнослужители всегда были изобретателями оков человеческого разума. 
Вслед за Ломоносовым и французскими материалистами XVIII в. Радищев рассматривал природу как проявление разных форм «телесности» (материи). К проявлениям «телесности» он относил свет, магнетизм, электричество, эфир, а также возникновение жизни, утверждая, что, «опричь телесности», ничего другого в мире нет. Природа, по Радищеву, состоит из материальных предметов, которые обладают протяженностью, образом (формой), делимостью, твердостью, движением, притяжением и отталкиванием (отражением). Предметы, тела всегда находятся в пространстве. Движение — постоянное свойство материи, оно немыслимо без материи. Радищев признавал закон сохранения вещества и движения в природе, считая, что вещественный мир складывается из материальных атомов, что ни один атом в природе не пропадает, не превращается в ничто. Он отверг учение идеалистов о так называемой первопричине, отождествляемой с «существом неопределенным и бесконечным», которое «понято быть не может».

Радищев пытается найти то, что отличает человека от животного и растительного мира. Он указывает на «прямохождение», на речь, наличие у человека более изящных и изощренных чувств, нравственных принципов, изобретательности, разума, склонности к общественной жизни. Радищев высоко ценил мысль Гельвеция о значении рук в становлении человека. «Гельвеций не без вероятности утверждал, что руки были человеку путеводительницы к разуму». 
По Радищеву, речь у человека связана с его мышлением, она «средство к собранию мыслей воедино», развивает и расширяет мыслительные способности человека. Наконец, человеку свойственно «соучаствование», т. е. он существо общественное и немыслим вне общества. Главное же отличие человека от животных Радищев видел в умственной силе человека. Поскольку человек наделен разумом, то он «имеет силу о вещах сведому», т. е. имеет способность к познанию. Познание совершается через опыт и рассуждение. «Чувственный опыт» проявляется тогда, когда объективно существующие вещи воздействуют на «силу познания», или на чувства; «опыт разумный» вскрывает и показывает отношения вещей между собой. Отношения вещей порождают понятия, или мысли. Силы познания определяются умом, или рассудком, опыт свидетельствует о бытии вещей. В познавании чувственность, рассудок, память, представление, понятие, рассуждение выступают не раздельно, а как нечто единое. 
В трактовке развития животного мира, в том числе человека, Радищев придерживался теории эпигенеза, отвергая как ненаучную теорию преформизма Галлера и Боннэ, которую называл «семенным любомудрием». Отрицая идеалистическое учение о врожденности идей и понятий, Радищев доказывал, что первое время дитя не мыслит, а чувствует, его мозг еще не орган мысли, а источник чувственности. Умственные силы в ребенке формируются постепенно под воздействием внешних предметов и климата, упражнений и воспитания, нравов и обычаев. Вместе со смертью тела умирает орган мысли и уничтожается мыслительная способность. Отмечая, что человек питает надежду на бессмертие и вечность, Радищев спрашивает, правомерна ли такая надежда, поскольку в природе все рождается, развивается, подвержено смерти или разрушению. Разумеется, говорит он, сама по себе смерть для человека есть нечто ужасное, и «человек взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и паки надежда возникаете изнемогающем сердце» 1. Однако душа не может быть отделена от тела, она гибнет вместе с телом; душа смертна. «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?.. — пишет Радищев. — Скажи, о ты, желающий жить по смерти, скажи, размышлял ли ты, что оно (бессмертие. — Лет.) не токмо невероятно, но и невозможно?.. Итак, о смертный! оставь пустую мечту, что ты есть удел божества! Ты был нужное для земли явление вследствие законов предвечных». 
Радищев, таким образом, подвергает критике учение о бессмертии души, доказывая, что сама идея бессмертия души порождена бедствиями и страданиями людей. Вместе с тем Радищев, приводя рассуждения Мендельсона, Гердера и других мыслителей о бессмертии души, не отвергает прямо учений этих философов о бессмертии души, хотя неоднократно замечает, что оно лишь «догадка», «мечтание» и может быть воспринято телько на веру, ибо не поддается фактическому подтверждению. Человек может обессмертить свое имя высокими деяниями на благо общества.

Информация о работе Александр Николаевич Радищев: философия человека