Аналогия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Раскрывается понятие,виды,функции и примеры аналогии в философии.

Работа содержит 1 файл

Аналогия.pptx

— 81.04 Кб (Скачать)

АО  «Медицинский университет Астана» 
 
 

Аналогия 
 
 

Выполнил: Авдеев А.В. 

Астана, 2011 г.

Аналогия 

    • это вывод  о принадлежности определенного  признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или  классу) на основе его сходства в  существенных чертах с другим уже  известным единичным объектом.

Факторы сходства предметов 

    • Количество признаков, общих у этих предметов.
    • Степень существенности этих признаков.

Виды  аналогий (по характеру уподобляемых объектов 

    • Аналогия  свойств – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов.
    • Этот вид характеризуется тем, что два предмета имеют некоторые сходные свойства. На этом основании делается вывод, что они могут быть сходными и в некоторых других свойствах. Логической основой переноса признаков в данном случае выступает сходство уподобляемых предметов в целом либо их сходства в определенной группе существенных признаков, характеризующих предмет со стороны отдельных его качеств и свойств.
    • Проиллюстрировать аналогию свойств можно и на другом примере. В одном и том же городе N были зафиксированы три случая хищения радиодеталей из магазинов, совершенных путем пролома в потолке, через который преступники проникли в помещение магазина. На основании умозаключения путем аналогии у следователей возникла версия, что это были одни и те же преступники. Аналогия просматривалась трех случаях: 1) в характере совершенного преступления (кража); 2) в однотипности украденных предметов (радиодетали); 3) в пути проникновения в магазин (пролом в потолке). Версия подтвердилась. Преступники были задержаны.

Виды  аналогий (по характеру уподобляемых объектов 

    • Аналогия  отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.
    • Этот вид характеризуется тем, что уподобляемые предметы сами могут и не обладать сходными свойствами, но у них есть сходные отношения с другими предметами.
    • На основе аналогии отношений бионика занимается изучением объектов и процессов живой природы с целью использования полученных знаний в новейшей технике. Так, например, летучая мышь при полете испускает ультразвуковые колебания, затем улавливает их отражения от предметов, безошибочно ориентируясь в темноте. Человек, используя этот принцип, создал радиолокаторы, обнаруживающие объекты и определяющие их местоположение в любых метеорологических условиях. Построены машины-снегоходы, принцип передвижения которых заимствован у пингвинов. Медузы обладают восприятием инфразвука с частотой 8-13 колебаний в секунду, с помощью чего заранее распознает приближение бури. На основе этого ученые создали электронный прибор, который предсказывает наступление шторма за 15 часов.

Аналогия  в искусстве 

    • Буквальная  аналогия – это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из одинаковых областей действительности.
    • Фигуральная аналогия – это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из качественно отличных областей действительности, связь которых имеет только символическое значение.

Виды  аналогии (по степени достоверности заключения) 

    • Строгая (или  сильная) аналогия распространена в науке. Для нее характерно то, что переносимый признак связан с другими, сходными признаками. Строгая аналогия дает достоверный вывод.
    • Нестрогая (слабая) аналогия имеет широкую область применения. Она используется там, где переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место.

Условия повышения степени вероятности выводов нестрогой аналогии 

    • Число общих  признаков должно быть возможно большим.
    • Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков.
    • Общие признаки должны быть по возможности более разнородными.
    • Необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия.
    • Переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки.

Функции аналогии 

    • Эвристическая – аналогия позволяет  открывать новые факты (например, открытие гелия).
    • Объясняющая – аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома).
    • Доказательная. Доказательная функция у нестрогой аналогии слабая. Однако строгая аналогия может выступать в качестве доказательства или же по крайней мере в качестве аргументации, приближающейся к доказательству.
    • Гносеологическая – аналогия выступает в качестве средства познания.

Структура аналогии 

    • Образец аналогии - объект, признак которого переносится на другой объект.
    • Субъект аналогии - объект, на который переносится признак.
    • Посылки в аналогии – это суждения о двух предметах или группах предметов, имеющих не тождественное, а лишь сходные признаки, которые называются уподобляемые. Один из предметов в этом случае называется моделью, а другой – прототипом или оригиналом.
    • Моделью называется объект, который в каком-то отношении сходен с другим объектом – оригиналом, является упрощением последнего и служит целям познания.
    • Заключение (или вывод) суждение, в котором утверждается наличие этого признака. Он называется переносимым.
    • Логическим основанием заключения выступает наличие логической связи между посылками – отношение сходства их содержанию, отражающего объективное сходство самих предметов.
    • Основание аналогии - признак, одновременно присущий обоим терминам аналогии и служащий основанием для переноса интересующего нас признака.

В структуру  аналогии входят: 

    • суждение  о наличии основания аналогии у образца
    • суждение о наличии основания аналогии у субъекта аналогии
    • суждение о наличии переносимого признака у образца аналогии
    • суждение о наличии переносимого признака у субъекта аналогии

Пример  аналогии 

    • Августин  Блаженный в «Исповеди» (книга V) приводит следующее рассуждение: «…Красноречивые высказывания не должны казаться истинными потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту, и другую пищу».

Примеры аналогии в науке 

    • И.Кеплер, открывший  законы движения планет, уподоблял  притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал  с разными обликами бога. Эти сопоставления  кажутся сейчас по меньшей мере странными. Но именно они привели Кеплера  к идее ввести понятие силы в астрономию.
    • В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Врач В.Гарвей ввел новую аналогию с насосом и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.
    • Д.Гершель обнаружил, что пламя спиртовки становится ярко-желтым, если поместить в него немного поваренной соли. А если посмотреть на него через спектроскоп, то можно увидеть две желтые полосы из-за присутствия натрия. Гершель высказал мысль, что сходным путем можно обнаружить присутствие и других химических элементов, и впоследствии его идея подтвердилась, и возник новый раздел физики - спектроскопия.

Примеры аналогии в науке 

    • И.Мечников размышлял о том, как человеческий организм борется с инфекцией. Однажды, наблюдая за прозрачными личинками  морской звезды, он бросил несколько  шипов розы в их скопление; личинки  обнаружили эти шипы и <переварили> их. Так родилась теория о наличии у животных организмов защитного приспособления, заключающегося в захватывании и <переваривании> особыми клетками - фагоцитами - посторонних частиц, в том числе микробов и остатков разрушенных клеток.
    • Г.Мендель из своих простых опытов над горохом вывел путем аналогии следствия, которые привели к концепции доминантных и рецессивных признаков у всех живых организмов.
    • Д.Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомного веса и упорядочил их в строки и колонки на основе сходства свойств. Однако в построенной на основе этих принципов таблице оказались пробелы. Все известные в то время элементы были распределены, а места 21-е, 31-е и 32-е таблицы остались незаполненными. Менделеев предположил, что эти места должны быть заняты еще не открытыми элементами. На основе известных элементов, занимающих аналогичные места в системе, он указал количественные и качественные свойства трех этих элементов. Вскоре они были открыты, и предсказание Менделеева блестяще подтвердилось.

Спасибо за внимание!

Информация о работе Аналогия