Античная философия: доклассический период

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII--V вв. до н. э. по V-VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода.

Содержание

Введение 2
Основные этапы развития античной философии 2
Предфилософия: семь греческих мудрецов 3
Милетская школа: представители, основная проблематика. 5
Пифагор и пифагорейцы 5
Проблема поиска первоначала у Эмпедокла и Анаксагора. 7
Элейская школа (Парменид и Зенон). Анализ апорий Зенона. 8
Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. 9
Философские взгляды Сократа. Этический рационализм Сократа 10
Софисты. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Суть полемики Сократа и софистов. 12
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

Введение 2

Основные этапы развития античной философии 2

Предфилософия: семь греческих мудрецов 3

Милетская школа: представители, основная проблематика. 5

Пифагор и пифагорейцы 5

Проблема поиска первоначала у Эмпедокла и Анаксагора. 7

Элейская школа (Парменид и Зенон). Анализ апорий Зенона. 8

Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. 9

Философские взгляды Сократа. Этический рационализм Сократа 10

Софисты. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Суть полемики Сократа и софистов. 12

Заключение 15

Список литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Античная  философия (сначала греческая, а  затем и римская) охватывает период непосредственного существования  с VII--V вв. до н. э. по V-VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе о рефлективной форме сознания, образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несоотносимы. Для древних греков, живших в период становления цивилизации, мир - огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось с множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание - с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в постоянно изменчивом круговороте явлений, событий необъятного Космоса - главная цель древних философов.

Основные  этапы развития античной философии

     В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов - соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

     Второй  этап - примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.- классический, связан с деятельностью выдающихся греческих  философов Протагора, Сократа, Платона  и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и  выражает достижения античности.

     Третий  этап в развитии античной философии (конец IV в.- II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

     Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.- V-VI вв. н. э.) - период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III-Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Предфилософия: семь греческих мудрецов

 

     Большую роль в подготовке античной философии  сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в  каждом списке их было обязательно  семь. Это говорит, о том, что здесь  проявлялась характерная для  предфилосфского сознания магия  чисел, которую мы находим и у  Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды и дни", ибо в конце  поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или  неблагоприятны для тех или иных дел.

     Разные  источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит  Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге  Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон  Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон" (343 А).

     Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периандра из состава "семи" из-за своей ненависти  к тирании и тиранам. Были и  другие списки. Но во всех семерках неизменно  присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена  мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх в своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе  у Периандра.

      Время деятельности "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец  четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции) периода в истории Эгейского  мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век  железа.

      На  основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис - город-государство, в котором входящие в полис  сельские местности экономически и  политически подчинены городу. Развиваются  товарно-денежные, вещные отношения  между людьми. Начинается чеканка  монеты. Власть евпатридов, "благородных", ведущих свой род от родоначальников  полубогов-героев, а тем самым  идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается.

      На  ее место ставится тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления  устанавливается в Мегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социального статуса  там стало не происхождение, а  имущественное положение.

      Мифологическое  сознание уступает место осмысленному обыденному сознанию в афоризмах, в  которых нет ничего от сверхъестественного  мира. Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях. Такие афоризмы, или гномы, имели  форму всеобщности. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над входом в  дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообщает, что имена "семи мудрецов" были официально провозглашены  в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н. э.).

      В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому  зло было понято как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли "гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление.

      Отсюда  такие гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение  Клеобула "Мера - наилучшее". В  этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди  гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.

      К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди  них мы снова находим некоторых  из "семи "мудрецов". Хилону приписано  двести стихов, Питтаку - шестьсот и  Клеобулу - три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.

      Еще один вид - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всех списках "семи". Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие  мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что  он все обегает", "Сильнее всего  необходимость, ибо она имеет  над всем власть", "Мудрее всего  время, потому что оно все открывает" и некоторые другие.

      Поскольку многие исследователи считают, что  деятельность Фалеса как основателя милетской школы относится к  следующему этапу развития античной философии, большей частью труды  Фалеса мы относим  к досократическому периоду философии.

Милетская школа: представители, основная проблематика.

 

   Милетская школа (6 в. до н.э.) – первая греческая философская школа, представители которой Фалес, Анаксимандр, Анаксимен жили в г. Милете (в Ионии, западное побережье Малой Азии). Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: физики, астрономии, географии, метеорологии, математики. Они ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Сочинения первых греческих философов не сохранились, традиционно считается, что их труды носили заглавие О природе. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен выдвинули свои теории происхождения и устройства космоса, порывающие с традиционной мифологией. Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», учили о едином вечном, бесконечном, «божественном», материальном первоначале видимого многообразия вещей, источнике жизни и существования космоса (таковым началом была вода у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена).

  Пифагор и пифагорейцы

 

  V век до н. э. в жизни античной Греции насыщен многими философскими открытиями. Кроме учения мудрецов - милетцев, Гераклита и элеатов, достаточную известность получает пифагореизм. О самом Пифагоре - основателе Пифагорейского союза - знаем из более поздних источников. Платон называет его имя только один раз, Аристотель - дважды.

    Большинство греческих авторов родиной Пифагора (580-500 гг. до н. э.) называют остров Самос, который он вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем пленным (в 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где обучался и у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в Великую Элладу, в город Кротон, где и основывает пифагорейский союз - научно-философское и этико-политическое сообщество единомышленников. Пифагорейский союз - закрытая организация, а его учение - тайное. Образ жизни пифагорейцев вполне соответствовал иерархии ценностей: на первом месте - прекрасное и благопристойное (к чему относили науку), на втором - выгодное и полезное, на третьем - приятное. Пифагорейцы вставали до восхода солнца, проделывали мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, затем отправлялись на берег моря встречать восход.

       Обдумывали предстоящие дела, трудились.  В конце дня после омовения  все вместе ужинали и совершали  возлияния богам, затем следовало  общее чтение. Перед сном каждый  пифагореец давал отчет о проделанном  за день.

     В основе пифагорейской этики лежало учение о надлежащем: победа над  страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание  Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основания. Он вытекал  из представлений о Космосе как  упорядоченном и симметричном целом; но считалось, что красота Космоса  открывается не всем, а лишь тем, кто ведет правильный образ жизни. О самом Пифагоре - личности, безусловно, выдающейся, сложены легенды.

     Есть  свидетельства, что его видели одновременно в двух городах, что он имел золотое  бедро, что его однажды приветствовала громким человеческим голосом река Кас и т. п. Сам Пифагор утверждал, что «число владеет вещами», в  том числе нравственными, а «справедливость  есть число, помноженное само на себя». Во-вторых, «душа есть гармония», а  гармония -- это числовое соотношение; душа бессмертна и может переселяться (идею матемпсихоза Пифагор, возможно, заимствовал из учения орфиков), то есть Пифагор придерживался дуализма души и тела; в-третьих, положив в  основу Космоса число, он наделял  старое слово новым смыслом: число  соотносится с единым, единое же служит началом определенности, которая одна лишь познаваема. Число - это упорядоченное числом мироздание. Значительный вклад внес Пифагор в развитие науки, прежде всего, математики. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения Зодиака, определение продолжительности «великого года» - интервала между моментами, когда планеты занимают друг относительно друга то же самое положение. Пифагор - геоцентрист: планеты, утверждает он, двигаясь вокруг Земли по эфиру, производят монотонные звуки разной высоты, а совместно образуют гармоничную мелодию.

Информация о работе Античная философия: доклассический период