Античная философия, основные идеи и роль в мировой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Античность оказала огромное влияние на все последующее культурное развитие человечества, прежде всего - на культуру Европы. Многие достижения этого периода в области искусства и сегодня остаются непревзойденными. Суждения античных философов о человеческой сущности в наши дни звучат не менее актуально, чем 2 тысячи лет тому назад. Предпринимавшиеся в то время попытки построения более совершенных государственных отношений свидетельствуют об осознании важности социальных проблем. Начавшееся с развитием цивилизации разделение труда и прогресс денежных отношений дали ценнейший опыт для последующего развития человеческого общества в виде государств, формирования рациональных отношений между ними.

Содержание

Введение 3
1. Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель. 4
2. Христианство в античности в произведениях различных авторов 9
3. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм 14
4. Становление античной диалектики 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Античная философия, основные идеи и роль в мировой культуре.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ИНЭП) 
 
 

Заочное отделение 

Реферат по предмету:

ФИЛОСОФИЯ 
 

Античная  философия: основные идеи в мировой  культуре 
 
 
 

              Студент гр. 03-н-21з: Роговченко Т.А. 
               

              Преподаватель: Митрошенков О.А. 
               
               
               
               
               
               
               
               

Москва 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

     Античность  оказала огромное влияние на все последующее культурное развитие человечества, прежде всего - на культуру Европы. Многие достижения этого периода в области искусства и сегодня остаются непревзойденными. Суждения античных философов о человеческой сущности в наши дни звучат не менее актуально, чем 2 тысячи лет тому назад. Предпринимавшиеся в то время попытки построения более совершенных государственных отношений свидетельствуют об осознании важности социальных проблем. Начавшееся с развитием цивилизации разделение труда и прогресс денежных отношений дали ценнейший опыт для последующего развития человеческого общества в виде государств, формирования рациональных отношений между ними. Умозрительные заключения античных философов, ученых о строении материи, законах мироздания и в наши дни поражают своей прозорливостью. Этим во многом и определяется актуальность темы.

 

1. Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель.

 

     Люди  издавна пытались объяснить существование общества, как оно развивается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии общественного развития общества основным способом понимания мира является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социальную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим, передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению.

     Яркую страницу в истории развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия вписала философия античности, Демокрит, Платон, Аристотель.

     Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Первый период греческой философии называется натуралистическим. Натурфилософы стремились объяснить суть окружающего мира, в том числе Демокрит.

     Исходное  положение атомной системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

     Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствительных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительностии же существуют только атомы и пустота.” Однако Демокрит не отрицает реальность чувствительности воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.

     Атомы суть всевозможного малого тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

     Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

     Атомное учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

     Основа  познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущении возникает образ предмета, соответствующего самому предмету. Таким образом, уже в ощущении мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие свойства вещей постигаются умом, и это познание также может быть достоверным. 

     Демиург - дословно - мастер, ремесленник, в переносном смысле - создатель, творец - в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников - творец мира, создатель вселенной, одно из определений божества.

     Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувства вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом.

     Так как чувства вещи преходящи то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество частей вещей, разделенных пространством.

     Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существа предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)

     Идеи  вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир частиц вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

     Знание  есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятие материи предметов напоминают душе позабытые ей знания.

     Идеи  познаются путем интуиции, независимой  от чувств восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное вещам и идеям.

     Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид Платон приходит к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движение, покой, тождество и изменение - могут мыслиться только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен, и тождественен себе и переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматривает само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассмотрено по отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

     Противоречия  есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть по Платону, искусство диалектики.

     В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элеатами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

     Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из трёх частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

     В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Разряду части должен соответствовать разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

     Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение об общности жен и государственном воспитании детей.

     Критика Платоновской теории идей, Логика. Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

    1.Идеи Платона - копии чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

     2.Так  как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей.

     3. Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие (Каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью).

     4. Платоновское учение о сущности идей независимых по отношению к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи и для нахождения под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья - идея...

     5. Обособив идеи в мир вечных  сущностей, отличный от изменчивого  чувства мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

       По Аристотелю каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

     Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю является медь. Медь лишена формы т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. В пределах мира чувств вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти, таким образом, становятся текучими.

     Каждая  форма может рассматриваться и как материя, для которой должна существовать соответствующая ей высшая форма. Например, если кирпич, является формой глины, рассматривать как материю, то формой этой материи будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, которую уже нельзя рассматривать как материю. Но вообще по Аристотелю чувственно- воспринимаемые вещи есть единство материи и формы.

2. Христианство в античности в произведениях различных авторов

 

     Сначала образованные жители крупных центров  империи обращали мало внимания на христиан, полемика с которыми велась в среде иудеев, рассматривавших христианское учение как ересь и препятствовавших его проповеди в синагогах. Вероятно, именно споры между правоверными иудеями и христианами привлекли к последним внимание жителей городов восточных провинций. Большинство увидело в христианах чужаков, враждебных античным традициям, греко-римскому образу жизни. В Деяниях апостолов рассказывается о том, как Павла и его спутника Силу привели к властям в македонском городе Филиппы с заявлением: "Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять" (16:20—21). Именно в восприятии враждебной чужакам толпы христианство было зловредным суеверием, а сами христиане — врагами рода людского (они ведь не поклонялись статуям богов-покровителей города и императоров, не приносили жертв).

Информация о работе Античная философия, основные идеи и роль в мировой культуре