Античная филосоия. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.) , конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала-5
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка--------7
3. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ-------------------------------------------------------------------------------------10
4. Общая философская позиция Платона---------------------------------------------13
5. Общественно-политические воззрения: учение о государстве Платона, человек как «политическое животное» у Аристотеля--------------------------15
Заключение---------------------------------------------------------------------------------19
Список используемой литературы----------------------------------------------------20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 46.56 Кб (Скачать)

     У Платона в идеальном государстве  личность полностью подчинена обществу. Государство предстаёт сплочённым единством безличных существ, исполняющих  свои социальные функции безотносительно  к своим личным интересам, запросам и потребностям. В этом государстве царит строгая цензура, цель которой - отбор лишь тех произведений искусства, которые способствуют развитию гражданских доблестей. В его государстве царит жёсткая идеологическая диктатура. При этом Платон высказывает весьма мудрую мысль, что не следует ставить во главе государства добродетельного человека. Управление государством - грязное дело, поэтому лучше поручить его не вполне порядочному, но умелому человеку.

     Аристотель  уделяет проблемам государственного устройства меньше внимания, чем Платон. Он определяет человека как “политическое  животное” и практически не разделяет  общество и государство, психологию, социологию и политологию. Аристотель выдвигает , естественную теорию происхождения государства. Человек - общественное животное, следовательно государство - это единственно возможный способ существования человека.

     Согласно  Аристотелю, “государство - продукт  естественного развития и человек, по природе своей - существо политическое (“Политика” 91). Низшей формой человеческого общения является семья, экономически представляющая единое домохозяйство. Семейные отношения так же, как отношения господства, как привилегия отца по отношению к детям, которых он, однако, обязан воспитывать, и как авторитет мужа по отношению к жене, которая все же рассматривается, как свободная личность. Совокупность семей образует селение, затем следует наивысшая и возводимая Аристотелем в общественный идеал ступень современной ему древнегреческой общественной организации - государство-город. Поэтому, говоря о человеке, как природой созданном политическом существе, Аристотель, как указывает Маркс, имеет в виду лишь свободного гражданина греческой городской общины. От характера и потребностей народов находятся и государственные конституции, в которых Аристотель различает 3 постоянных типа: власть принадлежит или одному, или немногим, или многим. Эти три формы могут осуществляться в идеальном виде, как “монархия”, “аристократия” и “полития”, или находить в себе искаженную историческую реализацию, становясь тогда “тиранией”, “олигархией” и “демократией” .В принципе, классификация Аристотеля близка классификации Платона.

     Государственный строй должен быть организован таким  образом, чтобы можно было избежать партийной борьбы и всяких нарушений  имущественного порядка: такова основная мысль Аристотеля. Поэтому, помимо различных  общих функций (пропитание граждан, поощрение ремесел, организации  вооруженной силы, религиозного культа, судебных отправлений), Аристотель возлагает  на государственную власть еще целый  ряд забот по регламентации жизни  граждан.

      Аристотель полемизировал с Платоном по ряду принципиальных моментов государственного устройства (наличие и отсутствие частной собственности, выделение основных форм государства). Аристотель и Платон, тем не менее, сближаются по ряду положений. Оба вели речь лишь о свободных людях, не включая в политическую систему общества рабов. Оба осуждали чрезмерное стремление к накоплению богатства и ставили сельскохозяйственный труд выше труда ремесленного. Оба полагали, что лучшими типами государственного устройства являются монархия и аристократия, а демократия - одним из худших. Два знаменитых философа выдвигали различные теории происхождения государства: Платон - экономическую, а Аристотель - естественную. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итог анализу античной философии, следует  подчеркнуть, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблема философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

     Основная  характерная черта античной философии - четкое размежевание основных философских  направлений, - материализма и идеализма, теоретическая борьба между которыми проходит через всю историю западноевропейской мысли.

     В данном реферате рассмотрены философские учения античной Греции: учения Сократа, Платона и Аристотеля. В работе дан анализ основных положений этих учений и показана их отличительность от других направлений.

     Именно  на учениях таких великих философов  как Сократ, Платон и Аристотель, и базируется вся мировая философия. Также следует отметить их вклад  и в другие области науки: политологию, социологию, историю, культурологию  и другие. Благодаря им создалась  основа для обширного развития философии  как отдельной уникальной науки. Опираясь на их учения, создавались  новые, более углубленные и основательные.

     Размышлять  над вкладом Сократа, Платона  и Аристотеля в мировую науку  можно бесконечно. Но даже сейчас, изучая философию , мы постоянно

     возвращаемся  к истокам философского учения. Впрочем, как и в любой другой науке. Все имеет свое начало….

 

Cписок используемой литературы

1.Белоусов Н.А,  Инговатов В.Ю, “Основы философии”, Алт. гос. тех.ун-т И.И. Ползунова,2009-204с.

2,Булатов М.А,Гавриленко  В.А,Загороднюк,”Философия”Фита,1994- 384с.

3.”История философии”// Под.ред.В.П.Кохановского,В.П. Яковлева-Феникс:2002-573с.

4.”Краткий очерк истории философии”// Под.ред М.Т.Иовчука,Т.И.Йозернана-Мысль:1971-790с.

5.Радугин.А.А,”Философия”, Центр,1997-269с.

6.”Философия”// Под.ред.В.Л Калашникова-Владос:1999

 

     

Задание №1  Гегель характеризовал смерть Сократа как трагедию, в которой гибнет индивид, но не духовный принцип, им утверждаемый.

      Дайте развёрнутую характеристику основных принципов жизненной философии Сократа.

     Сократом  руководит ничто иное как поиски истины. Сократ сконцентрировался на проблематике человека. Он считает, что  сущность человека - это его душа, и высшая задача воспитателя - научить  людей взращиванию души.

Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей, истинные ценности - лишь сокровища души, суть ценности, которые вместе составляют «познание». Познание же, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра. Добродетель, по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию.

     Сократ  углубляет и систематизирует  понятие счастья. Счастье проистекает  не из тела, а из души. Человек может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы не была потусторонняя реальность, он - зодчий собственного счастья и несчастья.

Бог Сократа - это  разум, который понимает все без  исключения, это упорядочивающая  активность и проведение.

Диалектика как  метод Сократа связанна с открытием  сущности человека «психэ», ибо замечательным  образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию приятия истины. По Сократу, истинное знание не может быть передано одним человеком другому, его может «родить» только сам человек, а миссия Сократа - лишь помочь духовному рождению мысли. 
 

Задание №2  Укажите 4 признака, характеризующие идеальное государство по Платону:

1) равенство;

2) свобода;

3) справедливость;

4) участие  всех граждан в управлении;

5) контроль  государства в сфере духовной  жизни;

6) устранение  семьи и государственное воспитание  детей;

7) единомыслие  всех членов общества;

8) наличие  частной собственности.

Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком  и справедливым государством. "Заниматься своим делом и не вмешиваться  в чужие - это и есть справедливость".Вторым признаком “идеального государства”Платона является –контроль государства в сфере духовной жизни, третьим- устранение семьи и государственное воспитание детей, четвёртым единомыслие всех членов общества. 

Информация о работе Античная филосоия. Общая характеристика