Античная натурфилософия: проблема субстанций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Античная цивилизация -- величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая более 1200 лет (с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э.), была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной -- евразийской.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ

2.1. Великое открытие элеатов

2.2. Атомистическая программа

2.3. Математическая программа

3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР

3.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого

3.2. Биологические воззрения Аристотеля

3.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности

3.4. Античные представления о происхождении человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в  поэме «О природе вещей» нарисовал  картину развития древних людей от дикого состояния до изобретения огня, одежды, жилищ и т.д. Он, высмеяв распространенные тогда легенды о сотворении людей богами, о «золотом веке», с которого будто бы начинается жизнь людей на Земле, утверждал, что люди делали важнейшие изобретения, подгоняемые нуждой. Лукреций Кар образно рисует первобытное состояние человека, когда люди еще не знали ни одежды, ни жилищ и вели жалкое существование, питаясь желудями и ягодами и охотясь на диких зверей. Предложив периодизацию истории человечества в виде трех эпох в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда: каменный, медный (бронзовый) и железный (О природе вещей, V, 1283--1287), Лукреций Кар писал: 

Прежде служили  оружием руки могучие, когти, 

Зубы, каменья, обломки  ветвей от деревьев и пламя, 

После того была найдена медь и порода железа. 

Все-таки в употребление вошла прежде медь, чем железо, 

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В первые века нашей  эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. распалась под действием внутренних и внешних сил -- восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в области культуры и науки. 

По сути, формировался новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком. Его основу составляло монотеистическое религиозное сознание, в котором на первом плане -- не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущего Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью. Вмешательство божественных, потусторонних сил может проявиться в любой момент, в любой части мира. Такое прямое активное проявление действия божества и есть чудо. Природа наполнена чудесами, поэтому ни о каких ее объективных закономерностях не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительного предмета, реальных целей и задач. Иррационализм и мистицизм способствовали упадку античной науки. 

Одной из существенных ограниченностей античной науки являлся ее отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта. Рабовладельческий способ производства, в котором главной производительной силой был раб, не нуждался в науке как средстве развития производительных сил. Наука развивалась отдельно от материального производства. Последнее достигло такого уровня, что смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью. Но античное материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта. Эксперимент как метод познания античности не был известен. 

Наконец, упадок античной науки во многом был обусловлен отсутствием надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были весьма дорогим, редким, а в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур, этносов -- и ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли рукописи, к сожалению, все-таки горят. 

В VI в. в истории  европейской культуры начался период «темных веков». 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Антология  мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. II. С. 96. 

2. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996. 

3. Йейтс Ф.А.  Джордано Бруно и герметическая  традиция. М., 2000. 

4. Найдыш В.М.  Концепции современного естествознания: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.  

5. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.

Информация о работе Античная натурфилософия: проблема субстанций