Антропоцентризм русской философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Антропоцентризм русской философской мысли…………………..…..4
Существование человека и проблема смысла жизни…………………..7
Тема любви в русской философии……………………………….…….11
Русская философия в нравственных основах жизни и деятельности человека……………………………………………………………………...…14
Значение русской философии для духовного возрождения человека…………………………………………………………………..……17
Заключение…………………………………………………….………………19
Список использованной литературы……………………………....…………20

Работа содержит 1 файл

Антропоцентризм русской философской мысли.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
  1. Тема любви в русской философии
 

     Тема  любви всегда была очень близка русской  философии, много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях B.C. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, - это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь - важнейшая составляющая человеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви - в половых особенностях человека, брачных отношениях - русские мыслители открывают трансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек есть самая великая и самая глубокая тайна Вселенной.

     Право любви абсолютно и, безусловно. И  нет такой жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произвола личности, нет личного безудержного желания. В любви воля более высокая, чем человеческая. Именно божественная воля соединяет людей, предназначает их друг другу. Поэтому любовь всегда космична, всегда нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно быть неразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовь - грех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся трагедия любви - в мучительном искании этого образа, космической гармонии.

     Одно  из самых больших и доступных  человеку чудес это непостижимое чудо явления другого, второго "я". И это чудо осуществляется, конституируется в феномене любви, и потому сама любовь есть явление чудесное, есть таинство. Любовь - это не просто чувство или эмоциональное отношение к другому, она есть актуализированное, завершенное трансцендирование к "ты" как подлинной, я-подобной, по себе и для себя сущей реальности.

     В любви человек действительно  может "выскочить из собственной  кожи", прорвать скорлупу своего эгоизма, своего абсолютного, ни с чем не сравнимого значения. 

     Не  существует совершенной, "чистой" любви, потому что никогда до конца  не снимается момент чуждости "ты". Капля горького разочарования содержится в самом интимном и счастливом отношении "я - ты". Всегда остается непреодоленным некоторый осадок несказанного, невыразимого, лишь самому себе молчаливо открывающегося одиночества. 

     В самой своей сути любовь есть религиозное  восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного  начала. Всякая истинная любовь есть, с точки зрения Франка, религиозное чувство, и именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Все остальные виды любви - эротическая, родственная - суть лишь зачаточные формы истинной любви, цветок на стебле любви, а не ее корень. Любовь как религиозное чувство в своей основе не есть просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не настоящая любовь. Любовь, наоборот, постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого мы, по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик выражает - к тварному воплощению божественного начала в человеке. Иллюзорное обоготворение эмпирически-человеческого преобразуется в благоговейно-любовное отношение к индивидуальному образу Божию, богочеловеческому началу, которое есть в любом, самом несовершенном и порочном человеке.

     Религиозная, христианская суть любви не имеет  ничего общего с рационалистическим требованием всеобщего равенства и альтруизма, который постоянно вновь и вновь возрождался во многих идейных течениях - от софистов V в. до коммунистического "Интернационала". Нельзя любить как человечество, так и человека вообще, можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любящая мать любит каждого своего ребенка в отдельности, любит то, что есть единственного, несравнимого в каждом из ее детей. Универсальная, всеобъемлющая любовь не есть ни любовь к "человечеству" как некому сплошному целому, ни любовь к "человеку вообще"; она есть любовь ко всем людям во всей их конкретности и единичности каждого из них. 

     Такая любовь объемлет нe только всех, но и  все во всех, она объемлет полноту  многообразия людей, народов, культур, исповеданий и в каждом из них - всю полноту их конкретного содержания. Как общая установка, любовь впервые открыта христианским сознанием. В христианстве сам Бог есть любовь, сила, преодолевающая ограниченность, замкнутость, отъединенность нашей души и все субъективные ее пристрастия. Любовь к людям как природное расположение и сочувствие, не имеющее религиозного корня и смысла, есть нечто шаткое и слепое, поскольку истинное основание любви к ближнему заключается в благоговейном отношении к божественному началу личности, т.е. в любви к Богу. Если Бог есть любовь, то иметь и любить Бога и значит иметь любовь, т.е. любить людей. Следовательно, наше отношение к ближнему, ко всякому человеческому и ко всякому живому существу вообще совпадает с нашим отношением к Богу. И то и другое суть единый акт преклонения перед Святыней. Любовь и вера здесь едины. Любовь - радостное и благоговейное видение божественности всего сущего, непроизвольный душевный порыв служения, удовлетворение тоски души по истинному бытию через отдачу себя другим. 
 
 
 

  1. Русская философия в нравственных основах жизни  и деятельности человека
 

     Своеобразие русской философии выразилось, прежде всего, в обостренном, повышенном интересе к нравственным проблемам. Этико-моральное сознание в России складывалось под воздействием, с одной стороны, западноевропейской мысли, с другой стороны, в процессе усвоения духовного наследия Древней Руси, сложившегося при непосредственном влиянии патристической литературы и древнеболгарской книжности.

     В творчестве В.С. Соловьёва и многих других русских философов XIX — начала XX века обнаруживается немало параллелей с произведениями русских книжников допетровского периода. Причин тому немало, среди них главными, несомненно, являются религиозная и языковая преемственность, ведь литературный русский язык является «модернизированной и обрусевшей формой церковнославянского языка» (Н.С. Трубецкой), бывшего языком культуры всего досекулярного периода. Большая часть философских терминов, использовавшихся русскими мыслителями, также относится к древнейшим пластам церковнославянского (старославянского) языка. Их создали в процессе перевода библейских и святоотеческих текстов солунские братья Кирилл и Мефодий. Религиозно-философские представления о добре и благе обнаруживаются уже в первых письменных памятниках Древней Руси.

     Древнерусская этическая терминология возникла в  процессе перевода памятников философской  мысли, поэтому в становлении  древнерусской этической мысли  очень важна роль переводчиков, создавших  гуманитарную терминологию, которой мы пользуемся и по сей день. Такие термины как «совесть», «сознание», «добродетель» и все слова, начинающиеся с предлога «само» являются словообразовательными кальками с греческого языка. Переводчиками были введены в философский оборот и исконные славянские слова: благо, вещь, вина (причина), власть, дух, душа, закон, нрав, смысл и др. Такие слова, как, например: имармение (судьба), эфика (этика), философия, появились в древнерусских книгах благодаря прямому заимствованию из греческого.

     Выделение этических знаний из общего массива  гуманитарных знаний начинается лишь в конце XVI — XVII вв. Характерной чертой средневековой культуры было напряженное стремление к единству во всех сферах духовной жизни. Таким образом, в древнерусской мысли задается ряд проблем, столь значимых для последующих поколений русских мыслителей, а именно: соотношение свободы и смирения, истины и правды, проблема онтологизма зла, морального выбора и ответственности человека за выбор добра или зла, проблема гармонии разума и сердца, внутреннего и внешнего знания и др. В контексте данной проблематики формируется и нравственная философия Вл. Соловьёва.

     Развитие  русской философии после 1917 носило трагический характер. В советский  период коренная русская мысль беспощадно преследовалась. В тисках марксистско-ленинской схоластики даже западное эпигонство казалось откровением. За чтение духовной литературы и трудов славянофилов людей сажали в тюрьмы, расстреливали. Русская мысль в эмиграции, оторванной от почвы, была в основном бесплодна и малосамостоятельна. Даже такие блестящие философы, оказавшиеся в эмиграции, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. и В. Н. Лосские, С. Л. Франк и др., не смогли преодолеть неправославного, западнического духа религиозно-философских исканий н. XX в.  
Более полно традиции коренной русской философии в XX в. сохранились в трудах таких русских философов, как Г. В. Флоровский, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев. Г. В. Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» проследил движение отечественной мысли в христианский период, неразрывность веры и жизни, крушение духовных основ жизни с ослаблением и падением веры. И. А. Ильин наиболее последовательно проводит идею цельности человеческого духа как условие полноты человеческой жизни, «личного духовного состояния человека». В трудах «Религиозный смысл философии» и «Аксиомы религиозного опыта» Ильин углубляет традиционные принципы русской философии, неразрывности веры и жизни, становление человека через «религиозный акт».  
Л. П. Карсавин развивал учение о всеединстве, пытался связать русскую духовную философию с неоплатоническим направлением западной философии, впадал в искушение религиозно-философских искателей н. XX в. Тем не менее в своем анализе он приходит к важному выводу, непосредственно смыкающему его с традицией коренной русской философии: государство, если оно действительно стремится к осуществлению христианских идеалов, в конечном счете должно слиться с Церковью. А. Ф. Лосев в «Истории античной эстетики» рассматривает сущность бытия вообще. «Его любимой идеей всегда была сущность, которая проявляется. Он любил, чтобы сущность как можно больше проявлялась вовне, почему он и называл свою историю философии историей эстетики» (А. Тахо-Годи). Как христианский мыслитель А. Ф. Лосев наиболее точно сформулировал явление последнего тысячелетия — с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме капитализма и социализма.

     В конце XX в. идеал русской философии пробуждается в трудах подвижника Русской Церкви, православного мыслителя и писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Самодержавие Духа (Очерки русского самосознания)» и «Русь Соборная». 
 
 
 

  1. Значение  русской философии  для духовного  возрождения человека
 

      
Русская философия впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции).  
Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм.

     Русская философия - это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии

     Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему  мнению, которые рассматриваются  в отечественной философии –  это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.

     Интерес к истории отечественной мысли  пробудился в России еще в первой половине XIX века. Устойчивым и все  более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков. Все  сколько-нибудь крупные представители  русской философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке” на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

     Отечественная философия долгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждалась как “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксистко-ленинская философия, как единственно правильная и верная.  И поэтому работы советских философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо, как правило, не  касались целых пластов отечественной религиозной философской мысли.  Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеем доступ к  трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с их  идеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления преемственности философской традиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Русская философия сочетает в себе как  западную, так и восточную культуру, причем западную - изначально в большей  пропорции. Чем дальше Россия уходит по спирали времени, тем более  размытой становится эта граница, и тем более "вселенский" характер приобретает ее философия.

     У самых оригинальных русских мыслителей на первый план всегда выдвигается  две тесно связанные проблемы: проблема сущности и смысла человеческого  бытия и проблема смысла и закономерности истории. При этом русскую философия отмечает резкое дуалистическое видение человека и истории.

     В русском характере сходятся противоположные  устремления, не поддающиеся гармоничному соединению и согласованию: предельно  чуткое отношение к природному бытию, любование природным миром и одновременно "прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни.

     По  своему содержанию  русская  философия  универсальна,  она  исследует различные  темы.   Нестандартность,   противоречивость   социального   бытия обусловили ее особый  интерес  к  социально-политическим  проблемам.  Причем русская философия занималась не столько социально-философской  проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к  этой  теме  особенно возрос в конце XlX – начале ХХ  вв.  связи  с  катастрофическим  обострением социальной ситуации в России. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 
 

  1. Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии. 1991 № 12
  2. Спиркин А.Г Философия. Учебник. – М.: Юристъ,2007.
  3. Философия: Учебник / Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – М.: Юристъ, 2008
  4. Философия: Учебник / Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007
  5. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов – 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000
  6. Шпетт Г.Г. Очерки развития русской философии. – М. 1989

Информация о работе Антропоцентризм русской философской мысли