Антропологический материализм Л. Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:30, реферат

Описание работы

Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) принадлежит к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. Философия Фейербаха — закономерное порождение новых исторических условий, сложившихся к концу 30-х — началу 40-х годов.

Содержание

Введение 3
1. Жизненный и творческий путь Фейербаха 4
2. Антропологический материализм. 6
1.1. Критика религии. 9
1.2. Проблема мышления. 10
1.3. Теория познания. 11
1.4. Элементы диалектики. 13
1.5. Этика Фейербаха 15
3. Атеизм 16
Заключение 18
Список литературы: 19

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 527.55 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования, молодежи и спорта Украины

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

Экономический факультет

Кафедра учета  и статистики

Реферат

по курсу: «Философия»

на тему: «Антропологический материализм Л. Фейербаха».

                                                                      Выполнила: студентка 2 курса

                                                                              группы ЭА-21

                                                                                  Мрыхина Лиана

Харьков - 2011

 

Содержание

 

Введение 3

1. Жизненный и творческий путь Фейербаха 4

2. Антропологический материализм. 6

1.1. Критика религии. 9

1.2. Проблема мышления. 10

1.3. Теория познания. 11

1.4. Элементы диалектики. 13

1.5. Этика Фейербаха 15

3. Атеизм 16

Заключение 18

Список литературы: 19

 

Введение

Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) принадлежит к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. Философия Фейербаха — закономерное порождение новых исторических условий, сложившихся к концу 30-х — началу 40-х годов.

Важно отметить, что учение Фейербаха возникло не на пустом месте, что материалистическая традиция никогда не исчезала из немецкого философствования. Не прав Г. Гейне, утверждавший, что «Германия искони проявляла нерасположение к материализму». Не прав В. Виндельбанд, для которого Фейербах всего лишь «заблудшийся сын немецкого идеализма...». Сам Фейербах настаивал на существовании в Германии прочной традиции материализма. В работе «О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли» (1863—1866) он посвятил этому вопросу специальную главу. Фейербах считал, что толчок для развития материалистических идей дала Реформация. Он видел глубокий символический смысл в том, что сын Мартина Лютера Пауль стал не теологом, а врачом, вступив на путь естественнонаучного исследования, которое в конечном итоге неизбежно приводит к материализму. «Нет ничего более неправильного, чем выводить немецкий материализм из «Системы природы»... Немецкий материализм имеет религиозное происхождение; он начинается с Реформации... Немецкий материалист не является побочным сыном, плодом незаконной связи немецкой науки с иностранным духом, он настоящий немец».

 

 

 

 

 

  1. Жизненный и творческий путь Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист  и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился  в семье известного юриста. После  окончания гимназии учился на теологическом  факультете Гейдельберского университета, однако разочаровавшись в богословии через год переезжает в Берлин, где слушал лекции Гегеля. После окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию "О единственном, общем и бесконечном уме". Диссертация в целом была выдержана в духе гегелевского идеализма, но Л. Фейербах в ней разошелся с Г. Гегелем в отношении к религии в общем и христианской в частности. Он отстаивал в диссертации идею несовместимости религии и истины.  Фейербах ведет уединенную жизнь, публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию.

В Эрлангенском университете приват-доцент Фейербах читал курсы "Гегелевской философии" и "Истории новой философии". В 1830 году анонимно вышло сочинение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором он выступил против христианства с позиции объективного идеализма Гегеля. Но это сочинение было конфисковано властями, а вскоре стало известно имя автора. В результате гонений Фейербах был вынужден уволиться из университета и больше никогда не преподавал.

В течение двадцати пяти лет Фейербах жил в глуши в  деревне Брукберг, где у его жены была небольшая фарфоровая фабрика. Хотя Фейербах продолжал принимать участие в журнале младогегельянцев «Гаэльские ежегодники», многие считали, что культурная изоляция отрицательно сказывается на творчестве Фейербаха. Сам он был другого мнения. «Я лучшую часть моей жизни, — писал он впоследствии, — провел не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не на аудиенциях, но в уединении моего рабочего кабинета».

То, что годы затворничества не прошли даром, стало ясно, когда в 1841 году вышла фундаментальная работа Фейербаха «Сущность христианства», которая сразу же сделалась знаменем демократической общественности. «Надо было пережить освободительное действие этой книги, — писал через много лет Ф. Энгельс, — чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами». После выхода «Сущности христианства» Фейербах развил свое понимание религии и человека в работах «Основные положения философии будущего» и «Сущность религии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антропологический материализм.

К созданию своей философской концепции, которая, по его замыслу, должна была стать «новой философией», философией будущего, Фейербах приходит через критическое осмысление гегелевской философии, в которой его не устраивает ряд аспектов:

1) притязания Гегеля на создание универсальной философской системы на все времена;

2) идея тождества бытия и мышления;

3) идеалистический панлогизм, утверждающий, что мир — это проекция логики, это самоотчуждение логической идеи в природу;

4) гегелевский вариант  решения проблемы соотношения религии и философии, согласно которому эти две формы проявления  человеческого духа вполне согласуются между собой, и др. Следствием этого критического осмысления явилось стремление Фейербаха «перевернуть» гегелевскую философию, заменив ее исходные положения противоположными идеями. Так, анализируя тезис о тождестве бытия и мышления, он отмечает, что подобное тождество является истинным только в том случае, если в качестве его основания будет взят конкретный, реальный человек, поэтому сверхчеловеческий разум не может являться исходной точкой философии, как это было в гегелевской системе. Фейербах считает, что философия должна обратиться к природе, в том числе и к ее вершине — человеку, что именно природа есть подлинное начало философии. Он стремится устранить из философии все сверхприродное и сверхчеловеческое путем соединения человека и природы. При этом природа становится человеческой сущностью, а человек понимается как психофизическое существо. Не проблему природы, а проблему человека Фейербах начинает рассматривать в качестве исходной, основополагающей в своем теоретическом анализе.

По признанию самого философа, в своих размышлениях он стремился  исходить из целостности и индивидуальности человека, поэтому ни материализм, ни идеализм не были для него приемлемы. Идеализм отвергается немецким мыслителем потому, что, по его мнению, искажает действительность и, признавая дух ее первопричиной и первосущностью, ставит все с ног на голову. Рассматривая взгляды своих современников-материалистов, он критикует их за сведение психических процессов к совокупности физико-химических реакций. По его мнению, психика зависит от телесной организации человека, но в то же время она обладает и качественным своеобразием. Выступая против вульгарного материализма, Фейербах делает вывод о том, что материализм в целом предлагает слишком упрощенное решение философских проблем. Единственной истиной для него становится антропология. И все же в таких работах, как «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843), Л. Фейербах излагает именно материалистические взгляды, создает свой вариант материализма, основополагающим принципом которого становится принцип антропологизма. Антропологизм — философская концепция, согласно которой исходной мировоззренческой категорией является понятие «человек», поэтому, по мнению его сторонников, можно создать систему представлений о природе, обществе, мышлении, опираясь только на это понятие. Антропологизм может быть как материалистической, так и идеалистической ориентации. Все зависит от определения сущности человека. Разъясняя свое понимание человека, Фейербах вслед за Кантом и Гегелем ставит вопрос о том, что в человеке является собственно человеческим. Как и Кант, он считает, что к собственно человеческим характеристикам относятся разум, воля, сердце (любовь). Они не только определяют сущность человека, но и задают цель его существования, поскольку человек, согласно немецкому философу, для того и существует, чтобы познавать, желать и любить. Вместе с тем фейербаховское понимание сущности этих характеристик отличается от их понимания его предшественниками.

Буквально все вопросы  бытия и познания Фейербах рассматривает  исходя из человеческой сущности как  природной, ибо он не противопоставляет  человека природе, а считает человека частью природы. В центре внимания философа — человек как психофизическое  единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, он отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Природа первична по отношению к человеку и его сознанию, именно она определяет его сущностные характеристики. Вместе с тем его материализм имеет ряд недостатков, носит ограниченный характер. Фейербах не признает влияния общества и его культуры на процесс формирования личности. Он предлагает теоретическую модель абстрактного человека, живущего вне социального времени и пространства. Согласно его подходу, человеческая сущность раз и навсегда задана природой, а не является результатом общественно-исторического развития. Рассматривая природу человека как вечную и неизменную, он исключает принцип историзма из анализа человеческой сущности, остается на метафизических позициях.

Фейербах не учитывает  и то обстоятельство, что человек  связан с природой не столько фактом своего рождения, сколько своей преобразующей  природу деятельностью, которая  носит конкретно-исторический характер.

Анализируя такую «сущностную  силу» человека, как разум, Фейербах исходит из того, что сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи - мозга, т.е. оно имеет одно - биологическое, природное - измерение и лишено социальных и культурных детерминант. Определяя сущность человеческого разума, немецкий мыслитель указывает на то, что мышление людей — это их родовая способность, проявляющаяся в каждом мыслящем индивиде. Для Фейербаха человек является не столько существом мыслящим, сколько в первую очередь существом ощущающим и чувствующим, поэтому, отмечает он, если «новая философия» и признает какое-либо тождество, то это тождество бытия и чувственности.

    1. Критика религии.

Самое первое задание философии  Фейербах видел в критике религии, разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания. Он рассматривал философию и религию  как понимание мира, что взаимно  исключают друг друга: в основе религии  — вера в догматы, а философии  — знание истинной природы вещей. Живучесть религии Фейербах объяснял не только обманом, но и условиями  их жизни. Первоисточник религиозных  иллюзий он видел в чувстве  зависимости, ограниченности, бессилии человека, относительно неподвластных  ее воле стихий и сил. "Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженного существа не только потому, что он имеет представления о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным ; он верит в совершенного существа потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертного существа потому, что сам не желает умереть".

Следовательно, религия, считал Фейербах, возникла из отчужденности  человеческой сущности в результате приписывания Богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат  самому человеку. Бог есть то, чем  человек в действительности хочет  быть. "Бесконечная, или божественная, сущность является духовной сущностью  человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как  самостоятельное существо". Очевидной является иллюзия, которая трудно искореняется: действительный творец Бога — человек — рассматривается как творение Бога, относится в зависимость от него и, таким образом, теряет свободу и самостоятельность.

Религия, по мнению Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к превращению  этого мира, заменяет его покорное и терпеливое ожидание сверхприродной отдачи. Освобождение от религиозных ошибок Фейербах видел в понимании человека не как творение Бога, а как самой совершенной части природы. Природа, доказывал он, существует независимо от любой философии. Она является той основой, на которой выросли люди. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа — это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности.

Не Бог создал человека, а человек Бога. Вообще характерная  особенность всех историко-философских  сочинений Фейербаха состоит  в том, что они пронизаны борьбой  против религиозного мировоззрения; мыслитель  рассматривает в них историю  философии как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и теологии.

Немецкий мыслитель в отличие от французских просветителей, не пытается доказать, что Бога нет, а стремится проникнуть в суть данного феномена. Для него религия не является ошибкой, а представляет собой важную форму проявления человеческой сущности. Фейербах не ставит перед собой цель устранить религию, он хочет усовершенствовать ее, создать ее глобальную концепцию.

Так критика религии переросла  у Фейербаха в критику философского идеализма, в первую очередь немецкого  классического идеализма. Основной изъян идеализма он видел в  отождествлении бытия и мышления.

    1. Проблема мышления.

«Размежевываясь» с Гегелем, Фейербах отмечает, что последний  не вышел из пределов собственной мысли, а потому в его «Логике» предметы мысли не отличаются от сущности мышления, которое есть непрерывное единство с самим собой. Предметы мышления представляют собой лишь мысленные определения, они растворяются в мыслях, в них нет ничего, что оставалось бы вне мышления. Вот почему, как считал Фейербах, философия Гегеля есть последняя рациональная теология, а сущность его Логики (метода) есть сущность природы и человека, но без сущности, без природы, без человека.

Информация о работе Антропологический материализм Л. Фейербаха