Антропология Дионисия Ареопагита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

Дионисий Ареопагит - афинский аристократ, мыслитель, христианский святой и богослов. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником Апостола Павла, который обратил его в христианство во время проповеди в ареопаге (место заседаний совета старейшин на холме в Афинах). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1. Биография Дионисия Ареопагита…………………………………4
Глава 2. Антропология Дионисия Ареопагита………………………….…7
2.1. Сравнение взглядов Дионисия Ареопагита и античности……………7
2.2. Основные идеи антропологии Дионисия Ареопагита………………14
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

философская антропология.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Уральская Государственная  Юридическая академия

Кафедра философии  и социологии 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: Антропология Дионисия Ареопагита 
 
 
 

Выполнила:

Студентка II курса 230 группы

Института Государственного и 

Международного Права

Жижина Анастасия  Андреевна

Научный руководитель:

Ионайтис  Ольга Борисовна 
 
 
 

Екатеринбург 2011г.

Содержание 

Введение……………………………………………………………….………3 

Глава 1. Биография Дионисия Ареопагита…………………………………4 

Глава 2. Антропология Дионисия Ареопагита………………………….…7 

2.1. Сравнение взглядов Дионисия  Ареопагита и античности……………7 

2.2. Основные  идеи антропологии Дионисия Ареопагита………………14 

Заключение…………………………………………………………………….21 

Список  литературы……………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; именно византийские богословы усваивают и сохраняют все богатство мысли греческих философов. Самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности, последние представители которого жили в Византии, был неоплатонизм. Философия неоплатоников оказала огромное влияние на христианских мыслителей Византии. Наиболее значительной фигурой из них был Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), который изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистического направления в богословии и философии как Византии, так и Запада. Антропологическое учение Дионисия также имеет своеобразный подход к действительности.

        Мир стремится вернуться в Бога как причину бытия, по которой мир и возник. Тоска человеческой души по Богу сбывается в мистическом единении с божественным единством. Вот о чем говорит Дионисий Ареопагит. Устранившись от деятельности чувств своих, далее, устраняясь от деятельности разума, от всего чувственно-воспринимаемого, умопостигаемого, сущего и несущего, не воспринимая свое собственное познание, будучи независимы от всего, совершенно отказавшись и от себя самого, как пишет Дионисий Ареопагит, - мы можем устремиться к единению с Богом. Поэтому ступени достижения познания Бога такие же, как у неоплатоников.

         Данная работа нацелена на рассмотрение основных идей антропологии Дионисия Ареопагита. Для достижения данной цели этого нужно обозначить некоторые задачи: во-первых, рассмотреть биографию богослова, проанализировать его картину мира, провести сравнительный анализ его учений с его предшественниками. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Биография Дионисия Ареопагита 

      Дионисий  Ареопагит - афинский аристократ, мыслитель, христианский святой и богослов. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником Апостола Павла, который обратил его в христианство во время проповеди в ареопаге (место заседаний совета старейшин на холме в Афинах). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Также Дионисий Ареопагит был первым епископом г. Афины по свидетельству Евсевия Кесарийского.

        Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла, причем, если большинство христианских философов 4–5 вв. опирались на рациональные элементы неоплатонизма, то в этих сочинениях в большей степени использованы его мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что проповедуется в сочинениях Дионисия. Единого мнения об авторстве этих сочинений и точной дате их создания нет, поэтому нередко автора этих сочинений называют "Псевдо-Дионисием Ареопагитом", а сами сочинения "Ареопагитиками". Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Называют различные имена, приписывая авторство данных сочинений, кто-то говорит, что это Север Антиохийский, монофизит, живший в 6-м веке. Кто-то указывает, что это Дионисий Великий, епископ Александрийский, или некий ученик Климента Александрийского, живший в середине 3-го века. Указывали, что это некий ученик св. Василия Великого, есть и версии менее распространенные. Встречается мнение, что это Аммоний Саккас, учитель Плотина или указывается малоизвестный грузинский философ 4-5 веков. Но так или иначе — авторство не установлено, не атрибутировано, поэтому эти произведения так и приписываются псевдо-Дионисию Ареопагиту. Такие мистификации были нередки в древности.

      Однако  вопрос об авторстве этих трактатов  не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Дионисию Ареопагиту.

      У Дионисия Ареопагита насчитывается  несколько произведений, среди которых  наиболее важно "Мистическое богословие", "Божественные имена", "О церковной иерархии" и "Символическое богословие" и  наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа. Если коротко говорить о каждом произведении, то можно сказать, что в трактате О божественных именах автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких, как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В своей книге "Мистическое богословие" Дионисий показывает как бы краткий очерк своей собственной богословской и философской системы. В трактате о мистическом богословии он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате «О небесной иерархии», после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. Также в трактате «О церковной иерархии» описывается жизнь церкви: таинства крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. Но нас непосредственно интересует все, что касается учения о человеке, а этому Дионисий Ареопагит уделят не мало внимания в своих сочинениях.

            Учение Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее Римско-католическую Церковь, "Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли Церкви в человеческой жизни. На Востоке сочинения Дионисия стали известны раньше. Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины. Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI - VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником.  В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси и писанная его рукой. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Антропология Дионисия Ареопагита 

2.1. Сравнение взглядов  Дионисия Ареопагита  и античности 

      Как известно, этика как отдельная философская дисциплина зародилась в античной философии достаточно поздно – позднее, во всяком случае, чем онтология и теория познания. Впервые о должном поведении человека, о том, что человек должен достичь некоего идеала, с философских позиций заговорил Демокрит. Однако для полномасштабного подхода к проблеме понадобилось поставить еще две проблемы: проблему сущности человека и проблему сущности блага.

      Проблема  природы человека обычно возводится к Сократу. Но наибольшее влияние  на способ ее постановки и решения оказал все-таки Платон. Именно ему принадлежит отчетливая формулировка положения о том, что человек обладает своей природой.

      Задача  индивида – установить, кем же он является и (как следствие) в чем  заключается его идеальная жизненная  стратегия, та справедливость, которую он должен оказывать себе и другим. Совершенство для Платона, таким образом, означает всего лишь деятельность в соответствии с разумом.

      Такой подход к человеку, его природе  и свободе унаследовал Аристотель, о чем свидетельствует первостепенное значение в его антропологии понятия энтелехия, проистекающее из аристотелевского учения о причинах. Поскольку каждая вещь имеет целевую причину, ее, вещи, будущее развитие заложено в ней изначально. Энтелехия как раз и представляет собой такую программу, которая неуклонно воплощается в жизни человека при условии, что он следует требованиям разума. Достойно упоминания также аристотелевское определение блага из первой книги Большой этики.

      Онтологические  построения Платона и Аристотеля аналогичны их антропологии. Здесь также наблюдается определенная иерархия сущностей, благодаря которой мир, собственно, и приобретает свойство упорядоченности. Эту иерархическую картину космоса на закате античности развивали в первую

очередь неоплатоники. Строгое ранжирование онтологических сущностей в аспекте первичности-вторичности мы находим, в частности, у Плотина, у которого благо является первоначалом, в первую очередь – началом ума, который, в свою очередь, порождает мировую душу, а она – все отдельные души. Показательно, что, хотя ум является вторичным относительно блага, эта вторичность узаконивается реальным состоянием дел. Положение Ума относительно Единого неизменно, как и положение Души по отношению к Уму. С другой стороны, Плотин говорит, что неодушевленные вещи стремятся к Душе, Душа же, посредством Ума, к Благу. Однако под стремлением Ума и Души к Единому здесь понимается скорее постоянное созерцание ими Блага, необходимое для того, чтобы они продолжали существовать, причем существовать именно как Ум и Душа. Собственно, та или иная степень стремления к Единому есть непременное условие бытия любого сущего.

      Таким образом, стремление к Благу необходимо лишь для того, чтобы сущее оставалось (или становилось) самим собой, входило  в свои собственные границы. Платоническое закрепление за каждым сущим собственной сущности и требование следования ей сохраняется и у Плотина. Такое закрепление имеет место и в антропологии. Этому не противоречит тот факт, что одна из основных тем философии Плотина – тема духовного восхождения человека. В полном соответствии с платонической идеей о падшей душе Плотин рассматривает совершенствование человека как его возвращение к лучшей части своей души, которая остается незатронутой материальным мироми пребывает неприкосновенной в Уме.

      Возвышение  человека возможно у Плотина по двум причинам. Структура космоса у  него довольно проста и состоит, в  сущности, из Единого, Ума, Души и отдельных  душ. Поэтому человек оказывается  уже на четвертом месте, в самом  непосредственном родстве с Умом и Душой.

      Подобным  образом и Ямвлих (античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской  школы неоплатонизма в Апамее) рассматривал процесс совершенствования  человека как возвращение к самому себе. Комментируя Алкивиад I Платона, он одновременно формулирует свое понимание смысла жизни и природы человека: Не иначе как потому, что цель диалога состоит в обнаружении сущности человека и возвращении каждого из нас к самому себе, в убережении от воздействия того, что вне нас, и от чуждых нам дел; и так как это с необходимостью случается, когда мы очищаем наш ум от вещей, препятствующих тому и мешающих возвращению к себе, и когда мы обуздываем наше неразумное начало, и призываем его к совершенству, достигнутому им, когда оно действует в согласии с разумом, которая устраняет пренебрежение разумением и избавляет посредством различных силлогизмов от всех препятствий к знанию, что является результатом нашего рождения. Как видим, и здесь сохраняется традиционная платоническая схема: существует природа человека (совпадающая с нравственным идеалом, или предназначением человека), от которой все люди более или менее оторвались. Теперь их задача в том, чтобы вернуться к себе, достичь пресловутого идеального состояния.

Информация о работе Антропология Дионисия Ареопагита