Антропологизм и гуманизм мыслителей Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других философов, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
НАТУРОФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским (1467-1536). Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»[4] . Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам  решать, какую идею ему принять.

Такой подход принципиально расходится  с прежней логикой философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание нравственного выбора и призывающей строить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненным принципом.

Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала  идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими  существами и  особое его положение в мире. 

Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также являлись яркими представителями самой гуманной эпохи. В их рассуждениях, также, как и у  Джованни Пико, проявлялась тенденция к обожествлению человека. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени…Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог»[5].  В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1370-1444) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви.

НАТУРОФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Не менее  сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

              Стремление к углубленному  и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),  Галилео Галилея (1564-1642).

              Их теоретические разработки и экспериментальные  исследования  способствовали не только  изменению образа мира, но и  представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой.

              Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель ( в числе его проектов – идеи танка,  парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается  опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования  способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое  этическое содержание выражено в строгих закономерностях  композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды .

Одним  из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической  системы мира. Основные  идеи, положенные в основу  этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг  своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

              Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную  на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

              Галилео Галилей (1564-1642) -  итальянский  ученый,  один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. опроверг  ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения,  установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости,  построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

Джордано Бруно  (1548-1600) – итальянский  ученый и философ.  Он был , если так можно выразиться, старшим современником Галилея. Дж. Бруно видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.  

Джордано Бруно утверждал, что  Вселенная – бесконечна, едина. Каждый мир имеет  свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными . Природа – неподвижна. Она не возникает и  не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и  бесконечное – два главных  понятия в философии. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Английский философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между двумя сферами жизни говорит либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.

Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального.  XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем это имело место в средневековой культуре, а с другой - открывают новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии – М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. – 576с.

2.       Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М.: Мысль, 1972. – с.273

3.       Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник – М.: академический Проект, 2003. – 656с. – (“Gaudeamus”).

4.       Кузнецов В.Г., Философия: учебник – М.: Инфра-М, 2005. –519с.

5.       Любимов Л.С., Искусство Западной Европы – М.: Просвещение, 1996

6.       Прохоров  А.М., Советский Энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990 – 1631с.

7.       Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней – Спб.: Петрополис, 1994

8.       Сидорина Т.Ю., Философия: учебник –М.: Гардарики, 2003. – 828с.

 

 



[1]  Цит. По: Реале Дж. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» – Спб.: Петрополис, 1994г- С. 247

[2] Цит. По: Валла Л.О. «О наслаждении»//Антология мировой философии, 1970

[3] Джовании Пико делла Мирандола . «Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса.Антология – М.:Искусство, 1981

[4] Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: 1986.-с.189

[5] Кампанелла Т. «О превосходстве человека над животными и  о божественности его души – М.:Искусство, 1981


Информация о работе Антропологизм и гуманизм мыслителей Возрождения