Аристотель о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.

Содержание

1. Введение………………………………………………..…….……… 3
2. Какие задачи познания души ставит Аристотель……….………... 4
3. Каково соотношение души и движения………….………………... 5
4. Каково соотношение души и телесности……….………….……… 6
5. К какому роду сущего относится душа…………………………… 8
6. Какие части души выделяет Аристотель…………...……………... 8
7. Какими способностями обладает душа……………………………. 9
8. Что такое энтелехия…………………………………………………. 9
9. Заключение………………………………………………………..... 10
10.Список литературы…….………………………………………….. 11

Работа содержит 1 файл

аристотель о душе - копия.docx

— 33.82 Кб (Скачать)

5. К какому роду сущего относится душа? 

        Аристотель определил душу как "первую энтелехию органического тела", т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным. образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут. 

6. Какие части души выделяет Аристотель? 

        Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.

        Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.

        А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга. 

7. Какими способностями обладает душа? 

        Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.

        Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному. 
 

8. Что такое энтелехия? 

        Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология - греч teleos - цель, logos - учение) - каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

        Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т. е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

        А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

        Говоря иначе, энтелехия - это "программа" изменения. Если для тел, создаваемых искусством. цель и "программа" лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе "начало движения", т. е. способны к самодвижению. 
 

9. Заключение 

            В начале  работы Аристотель  задает ряд  вопросов: к какому роду

относиться душа и что она такое; состоит ли она из частей; что сначала

нужно исследовать  душу или ее части  и тогда нужно  ли исследовать  эти

части или же виды деятельности. Полезно знать, не только суть вещей для

исследования  причин  свойств  сущностей,  но  наоборот:  знание  этих

свойств, способствует познанию ее сути.  Душе присуще мышление, но  все

состояния души  связаны с  телом,  т.е. состояния  души.  Одушевленное

отличается от  неодушевленного, наличием  жизни.

 
          Аристотель приводит примеры, доказывающие, что эмоции - функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет должной эмоции, поэтому люди часто "каменеют", дабы защититься от страдания. Итак, делает вывод Аристотель, "состояния души имеют свою основу в материи" . Так же и вообще "способность ощущения невозможна без тела" , без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.  
 
          Однако разумная душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела" . Таков ум: если способность ощущения невозможна без тела, то "ум ... существует отдельно от него" . Хотя Аристотель и замечает, что относительно ума и способности к умозрению еще не очевидно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему все же "кажется, что они - иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего" .
 

10. Список литературы

    1.   Аристотель. «О душе». Сочинение. Т.1. Москва.1976 год.

    2. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. Учебное пособие для ВУЗОВ.                                                     Москва 2001 год.

    3. Александров Г.Ф. Аристотель «Философские и социально-политические взгляды».

    4.  Позднев М.М. «Психология исскуства . Учение Аристотеля». Москва- СПб: Русский фонд содействия образованию и науке. 2010 год. 
     

Информация о работе Аристотель о душе