Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:54, реферат

Описание работы

Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Содержание

1.Введение
2.Основные аспекты философии Аристотеля
3.Категории Аристотеля . Учение о четырех причинах
4.Теория души и гносеология Стагирита
5.Этические, эстетические и политические взгляды Аристотеля
6.Заключение
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

3) человеческая душа кроме  растительного и животного компонентов  обладает также и разумом. В силу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа .

Душа  и тело. "Будучи формой, сутью бытия, энтелехпей живого тела, душа есть "составная сущность". Такая душа от тела неотделима . Хотя она сама не тело, но она прпнадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе отнюдь не безразлично, в каком теле она пребывает. Поэтому Аристотель отвергает орфико-пифагорейско-платоновское учение о переселениях душ. Со своей стороны, все живые естественные тела - орудия душн и существуют ради душн как "причины и начало живого тела" в трех смыслах: "Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел" . Но все это относится лишь к растительной и животной душам.

Человеческая, разумная душа. Растительная и животная компоненты человеческой души неотделимы от тела так же, как луши растений и животных. Ведь "в большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния душн связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело" .

Аристотель приводит примеры, доказывающие, что эмоции - функции  не только душн, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет должной эмоции, поэтому люди часто "каменеют", дабы защититься от страдания. Итак, делает вывод Аристотель, "состояния души имеют свою основу в материи" . Так же и вообще "способность ощущения невозможна без тела" , без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.

Однако разумная душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто не мешает, чтобы некоторые  части  души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела" . Таков ум: если способность ощущения невозможна без тела, то "ум ... существует отдельно от него" . Хотя Аристотель и замечает, что относительно ума и способности к умозрению еще не очевидно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему все же "кажется, что они - иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего" . Аристотель не находит убедительного основания для утверждения того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа. Здесь он не на высоте для своего времени: ведь пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как  особой предметной области знания и  для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Аристотель выделяет  этические добродетели : кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Так же. согласно с Платоном, Аристотель делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель, в общем согласно с Платоном, наделяет свойственной ей добродетелью: логическую - разумностью; страстную - кротостью и мужеством; желающую - воздержностью и целомудрием, в общем для души в целом, Аристотель полагал следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие.

Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.

Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим  образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это  её противоположность».

Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок  обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков  в их соотнесенности с различными видами деятельности:

мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).

благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).

щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).

величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).

ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».

правдивость — середина между хвастовством и притворством.

остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.

дружелюбие— середина между вздорностью и угодничеством.

стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Следует помнить, что названные  качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают  с современными представлениями  о должном и предосудительном.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ  АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель подверг критике  учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

По Аристотелю, человек  — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное  стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование  семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей  и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство  возникает только тогда, когда создаётся  общение ради благой жизни между  семьями и родами, ради совершенной  и достаточной для жизни самой  себя.

Природа государства стоит  «впереди» семьи и индивида. Так  совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит  — кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных  граждан, а кто хочет создать  совершенных граждан, должен создать  совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера  деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных  слоёв общества. Он выделял три  главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли  Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в  зависимости от перевеса того или  иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится  порядок, в силу которого уже с  момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий  закон природы и ему подчинены  и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при  этом всё-таки человек, тот по своей  природе раб.

Наилучшее государство —  это такое общество, которое достигается  через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между  рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший  строй, где средний элемент представлен  в большем числе, где он имеет  большее значение сравнительно с  обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве  много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой  искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Государство — продукт  естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий  философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих  в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически  собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не  только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом  практически во все тогда известные научные области: были созданы новые  научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и  трактатов. И  вся  жизнь  Аристотеля  состояла  в  бесконечном  стремлении  найти,  проанализировать,  схватить  истину,  докопаться  до  смысла  окружающего  мира.  В  своих  зоологических  трактатах  Аристотель  устанавливает  и  характеризует  более  400  видов животных.  Он  описал  158  различных  греческих  и  негреческих  законодательств.  Вся  V  книга  его  основного  трактата  "Метафизика"  специально  посвящена  философской  терминологии,  и  каждый  термин  у  него  выступает  в  5  -  6  значениях.

Аристотель  был  сильным  человеком.  И  когда  оказалось,  что  деваться  уже  некуда,  и  с  ним  могут  расправиться  как  до  этого  с  Сократом  он,  как  можно  предполагать,  принял  яд.  Так  кончилась  жизнь  Аристотеля.  И  всё  же  его  искания,  вся его жизнь свидетельствуют о небывалом  мужестве  великого  человека,  для  которого  даже  сама  смерть  стала  актом  мудрости  и  невозмутимого  спокойствия.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология философской мысли. - М., 1993.
  2. Асмус В.Ф.  Античная философия. – М., 1976 .
  3. Аристотель. Сочинения : В 4 т. – М., 1975-1983.
  4. Богомолов А.С. Античная философия . – М., 1985.
  5. Ильин В.В. История философии : Учебник для вузов – СПб., 2003.
  6. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989. 
  7. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М.-Л., 1965.
  8. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. – СПб., 1884.
  9. Ханин Д.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. – М., 1986.
  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древне философии. – М., 1986.

Информация о работе Аристотель