Атомизм демокрита

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению атомизма Демокрита. Современная философия выходит к идее атомизма, когда задается вопросом, может ли существовать в реальности объединение людей, называемое «человечеством», или оно есть всего лишь теоретическая абстракция.
Моей целью является исследование концепции атомизма в его историческом развитии с учетом всеобщей связи и развития явлений действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА И ПАРАДОКСЫ ЗЕНОНА. 4
2. АТОМ ДЕМОКРИТА И ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО. 8
3. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОГО АТОМИЗМА. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Атомизм Демокрита.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    Очевидно, что  для появления этой механистической  модели строения мира необходимо  было уже весьма развитое теоретическое  мышление, прошедшее не только школу ранней пифагорейской математики и «физики» натурфилософов, но и логическую школу Парменида-Зенона. Атомизм Левкиппа - Демокрита в качестве своего условия предполагает сознательное и последовательно проводимое различение физического и нефизического - различение, о котором еще не задумывались по-настоящему ни ранние пифагорейцы, ни первые «физики». К осознанию этого различия, к необходимости давать себе отчет в своих понятиях, чтобы не подменять их метафорами, подвела атомистов диалектика Зенона. Несколько огрубляя, можно было бы сказать, что критика Зенона заставила пифагорейцев «выбрать» одно из значений «чисел», и Демокрит «выбрал» физическое значение. На место логически непроясненного пифагорейского понятия «математические тела» у Демокрита встает понятие физического тела-атома.

    Итак, все сущее  образуется из атомов, неизменных, вечных, находящихся в постоянном  движении. Они бесконечны по числу  и соответственно заполняют пространство (пустоту), бесконечную по величине. Как говорит Симпликий, «Демокрит считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по числу. Кроме них, он принимает и пространство, бесконечное по величине.»

    Для того  чтобы из атомов и пустоты  объяснить все многообразие эмпирического  мира, Демокрит вводит дополнительную характеристику атомов: они различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения - положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира.

    Этот ярко  выраженный физический характер  атомистической теории хорошо  понимал Аристотель. Он отличал  атомы Демокрита от неделимых  монад Платона и платоников, подчеркивая,  что атомисты рассуждают как  физики, а платоники - как логики. Ввиду важности этого рассуждения Аристотеля мы приводим его здесь. «...Если существуют неделимые величины, то есть ли это тела, как полагает Демокрит, или плоскости, как (говорится) в «Тимее»? Этот прием деления вплоть до плоскостей, как мы уже говорили в другом месте, нелеп: поэтому логичнее, чтобы неделимыми были тела... Причина того, что (считающие неделимыми плоскости) хуже умеют подвергнуть исследованию общепринятые (взгляды), их неопытность. Вот почему те, которые более понаторели в естественнонаучных изысканиях (в частности Демокрит), с большим искусством кладут в основу (исследования) такие начала, которые могут дать единое, связное объяснение большому числу явлений». Аристотель, как видно отсюда, считает, что Демокрит вводит понятие атома для объяснения явлений природного, физического мира, основываясь при этом на большом естественнонаучном опыте. Он работает при этом как физик в отличие от школы Платона, которая, как известно, мало обращалась к изучению физического мира, а предавалась логическим и математическим исследованиям. В результате аргументы, требовавшие допущения неделимых, были в этих школах разными: у атомистов ― от физики, у платоников ― от логики и математики.

    К своей  точке зрения Демокрит, согласно Аристотелю, пришел на основании естественнонаучных соображений, и потому его «объяснительная гипотеза» (т.е. атомы и пустота) гораздо плодотворнее для физики, чем учение о неделимых линиях Платона.

 

  1. Характерные особенности античного атомизма.

     Специфическая  особенность учения атомистов состоит, во-первых, в том, что философия, как ее понимает Демокрит, должна объяснить явления физического мира.

     Во-вторых, само объяснение физического  мира понимается атомистами как  указание на механические причины  всех возможных изменений в  природе. Все изменения в качестве своей причины имеют в конечном счете движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов (теплота и холод, гладкость и шероховатость, цвет, запах и т.д.) объясняются только формой, порядком и положением атомов.

     В-третьих,  объясняющий принцип (атомы и  пустота) и долженствующий быть  объясненным объект (эмпирический  мир) существенно отделены: атомы  ― это то, что невозможно видеть, их можно только мыслить. Правда, как поясняет Демокрит, они невидимы «из-за их малости», но, как мы знаем, у Демокрита было весьма детально разработано учение, позволяющее принципиально отделить мир эмпирический (как мир субъективного восприятия) и мир истинно существующий (объективного знания).

    В-четвертых,  специфической чертой атомизма  является наглядность объясняющей  модели. Хотя то, что происходит  поистине (движение атомов в пустоте), отличается от нашего субъективного  «мнения», т.е. того, что мы воспринимаем  с помощью органов чувств, но, несмотря на это, сами атомы, их форма, порядок, их движение («носятся» в пустоте), их соединения не просто мыслятся нами, но и представляются вполне наглядно. Мы в состоянии видеть как бы оба мира одновременно: «качественный» мир чувственного опыта, звучащий, окрашенный и т.д., и мир движущегося множества атомов - не случайно атомисты ссылались на «движение пылинок в луче света» как на наглядный образ движения атомов.

    Этот наглядный  характер атомистической объясняющей  гипотезы оказался одним из  важных ее преимуществ, заставлявших многих ученых (и не только в древности, но и в новое время) обращаться к атомизму в поисках наглядной модели для объяснения физических явлений.

    В-пятых, важной  особенностью объяснительной теории  атомистов является то, что их теоретическая модель непосредственно соотносится с эмпирическими явлениями, которые она призвана объяснить. Между теоретическим и эмпирическим уровнями нет никаких посредствующих звеньев.

    Шагом вперед  по сравнению с атомистической  физикой является физика Аристотеля, впервые попытавшегося дать понятийный аппарат для определения движения.

    Важно отметить  значение атомистической теории  с точки зрения эволюции науки.  Несмотря на то, что атомистическое  учение, как оно сложилось в  V в. до н.э., не могло дать удовлетворительного объяснения движения, значение его для науки трудно переоценить. Это была первая в истории мысли теоретическая программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей ― индивидуумов. «Индивидуум» («неделимый») - буквальный перевод на латинский язык греческого слова «атом». Объяснять структуру целого, исходя из формы, порядка и положения составляющих это целое индивидуумов, ― такая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий древности и нового времени, но и многих психологических и социологических доктрин. Атомисты разработали метод, который мог быть применен ― и неоднократно применялся ― ко всем возможным областям как природного, так и человеческого бытия. Этот метод можно назвать механистическим: механическое соединение индивидуумов должно объяснить сущность природных процессов. Только будучи последовательно продуман и последовательно проведен, этот метод позволяет выявить как свою эвристическую силу, так и свои границы.

    Характерной  особенностью античного атомизма  как метода «собирания целого  из частей» является то, что  при этом целое не мыслится  как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику,  несводимую к специфике составляющих его элементов. Оно мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле этого слова. Согласно Демокриту, скопления (сцепления) атомов только кажутся некоторыми единствами, целостностями (вещами) нашему субъективному восприятию; объективно же они остаются чисто механическими соединениями, т.к. по мнению Демокрита, «совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой (вещью)». Таким образом, все явления эмпирического мира, по Демокриту, суть лишь агрегаты, соединения атомов.

    Действительными  единствами являются только атомы;  все же остальное, что мы  находим в эмпирическом мире, ― в том числе, как в неорганической, так и в органической природе,  ― обладает лишь мнимым единством,  видимостью единства. Вот почему в атомистическом учении так важно различение истинного, действительно сущего, с одной стороны, и мнимого, только субъективного ― с другой. В этом отношении опять-таки обнаруживается общность исходных посылок атомистов и элеатов: в школе элеатов с большой настойчивостью проводится тезис о принципиальном отличии истинного бытия от мира видимости, иллюзии, каким оказывается чувственный мир: «Демокрит говорит, что ни одно из чувственно воспринимаемых качеств не существует как субстанция, но воспринимаемое чувствами - только обман чувств. В вещах, существующих вне нас, нет ничего ни сладкого, ни горького, ни теплого, ни холодного, ни белого, ни черного, как и ничего другого из того, что всем представляется. Все это только название наших ощущений».

    Последовательно  проводимое разделение действительного  бытия мира, как он существует  объективно, и мира субъективного,  каким является чувственный мир, - еще одна существенная черта  учения атомистов. Какую бы  из последующих форм атомизма  мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный. В XVII-XVIII вв. это различение отлилось в форму учения о первичных и вторичных качествах, теоретические предпосылки которого вполне справедливо видеть в древнем атомизме Демокрита.

     Однако  было бы неправильно на этом  основании сближать теорию познания  атомистов со скептицизмом: Демокрит  отрицает достоверность чувственного  знания, но отнюдь не знания  вообще. Он твердо убежден, что  истинная действительность постигается  с помощью мышления. Позиция Демокрита, таким образом, должна быть охарактеризована как рационалистическая: показания чувств не могут вывести нас за пределы «незаконнорожденной мысли», за пределы сферы «мнения».

    Демокрит, конечно,  стремился объяснить также и чувственные качества вещей (их цвет, вкус, твердость или мягкость, теплоту и т.д.) определенной формой, порядком и положением атомов; в этом отношении он также предвосхищает все последующие варианты атомизма, создавая объяснительную модель, которая сохраняет свое значение для естествознания на протяжении более чем двух тысячелетий. Но при этом объяснении характера чувственных качеств вещей, исходя из свойств атомов, важным моментом остается принципиальная разнородность объясняемого свойства и объясняющего принципа. Тому, что воспринимается нами субъективно как сладкое, твердое, красное и т.д., в самом объекте соответствует нечто инопорядковое ― не имеющее ни цвета, ни вкуса, ни другого чувственного качества, а только форма атомов (круглые, заостренные и пр.) и их порядок.

     Большое  эвристическое значение атомизма  состояло в том, что Демокрит  не останавливался ни перед  какими, даже самыми парадоксальными,  выводами, если только они логически  вытекали из его атомистического  механицизма.

    Вполне естественно критиковать то или иное философское направление за его односторонность; однако односторонность ― это не только недостаток, но и большое преимущество: она позволяет до конца продумать определенную теоретическую предпосылку и исчерпать все те эвристические возможности, которые открывает эта предпосылка. Идти до конца в проведении своего принципа, не отступая перед возможными парадоксальными следствиями его, ― такая позиция требует от ученого, помимо научной добросовестности, также и большого мужества. То обстоятельство, что к механистическим методам объяснения природы, предложенным атомизмом, естествоиспытатели обращались на протяжении более двух тысячелетий, обусловлено как плодотворностью «объяснительной гипотезы» атомистов, так и ее «святой односторонностью», бесстрашием ее творцов в последовательном проведении до конца своих исходных поступков.

    Как отмечает  В.Ф. Асмус, «в учении атомистического  материализма соединение философии  с наукой, в особенности с науками  естественными, дало поразительный  результат. Демокрит охватил в грандиозном материалистическом синтезе все отрасли современного ему знания - научного и философского. С помощью гениальной гипотезы о неделимых частицах вещества («атомах»), движущихся в пустом пространстве, он пытался разрешить огромный круг вопросов космогонии, физики, математики, психологии, учения о бытии, теории познания».

 

 

Заключение

Демокрит внес большой  вклад как в дальнейшее развитие философской мысли так и в  науку, в частности в объяснение физических явлений.

Демокрит считает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненным определенной закономерности. Это – закономерность соединения подобного с подобным. Демокриту для объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиеся атомы собираются в "вихрь"; распространяясь по отдельным местам в пустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим "небом".

Возникновение мира и  всех вещей в нем происходит в  результате соединения атомов, уничтожение же сводится к разъединению и распадению на составные части.

Этическая концепция  Демокрита сохраняет ту основную характе-ристику, которая присуща всей античной философии, - созерцательность. Устраняя все, что препятствует блаженному состоянию духа, выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит не видит в философии средства преобразования существующего общества. Его задача не выходит за пределы его объяснения.

 

Список используемой литературы

  1. Асмус В.Ф. Античная философия.  М.: Изд-во Высшая школа,

2003, 400 с.

  1. Виц Б.Б. Демокрит.  М.: Изд-во  «Мысль»,  1979 г., - 212 с.
  2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998., - 354 с.
  3. Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984., - 208 с.
  4. Дынник Н.А. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Политическая литература, 1955. - 237с.
  5. Лурье С. Я. «Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования», Л. , 1970 г.
  6. Любищев А. А. «Линии Демокрита и Платона в истории культуры»:— Москва, Алетейя, 2001 г.- 256 с.

 


Информация о работе Атомизм демокрита