Атрибуты материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследуемого материала правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность атрибутов материи.

Задачи работы предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

во-первых, установить значение движения как способа существования материи; во-вторых, установить сущность пространства и времени как форм существования материи; в-третьих, выявить суть отражения, как всеобщего свойства материи.

Работа содержит 1 файл

Вариант № 6.docx

— 42.00 Кб (Скачать)

     Введение.

     В обыденной жизни мы постоянно  сталкиваемся с понятием движения, пространства и времени, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере очевидное. Однако в истории философии и естествознания напряженно обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками понять значение этих понятий.

     Пространство  и время как всеобщие и необходимые  формы бытия материи являются фундаментальными категориями в  современной физике и других науках. Большинство физических понятий  вводятся посредством операциональных правил, в которых используются расстояния в пространстве и время. В тоже время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры.

     Физические, химические и другие величины, непосредственно  и опосредовано, связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных  характеристик объектов. Поэтому  расширение и углубления знаний о  мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.

     Актуальность  работы объясняется новыми веяниями в науке, новыми гипотезами и теориями о структуре пространства-времени.

     Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследуемого материала правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность атрибутов материи.

     Задачи  работы предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

     во-первых, установить значение движения как способа существования материи; во-вторых, установить сущность  пространства и времени как форм существования материи; в-третьих, выявить суть отражения, как всеобщего свойства материи.

     Прежде, чем рассмотреть новейшие взгляды  на пространство-время в работе, следует раскрыть эволюцию представлений о пространстве и времени, а так же историю взглядов на атрибуты материи в философии и науке.  Важно проследить то, как с развитием наук менялось представление об этих категориях и их взаимосвязи, и чем современное понимание этих вещей отличается от представлений древних. 
 
 
 
 
 
 

    1. Движение  как способ существования  материи.

     Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

     Философов всегда волновал вопрос о бесконечном  многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось  предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

     Материалистическая  философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием  понимает как пространственное перемещение  тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются  взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и  расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

     Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире1.

     Что же такое движение вообще? Философское  понятие движения обозначает любые  взаимодействия, а так же изменение  состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

     Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что

     –              неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

     –              движение объективно, изменения в  материю может внести лишь практика; 

     –              движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

     –              движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения)2;

     Типы  движения, наблюдаемые в объективном  мире, условно можно разделить  на количественные и качественные изменения.

     Количественные  изменения связаны с переносом  материи и энергии в пространстве.

     Качественные  изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.

     Перечисленные формы движения материи и их связь  с видами материи и их развитием  схватывается в следующих принципах:

    1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
    2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
    3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
    4. Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

     Существуют  качественно разнообразные формы  движения материи. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута  Энгельсом. В основу классификации  форм движения он положил следующие  принципы:

    1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
    2. между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;
    3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

     Исходя  из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс  выделил 5 форм движения материи и  предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла  новые уровни организации материи  и обнаружила новые формы движения3.

     Таким образом, движение не только не означает существование материи, а неизбежно предполагает. У материи нет иных способов существования, кроме движения, так как движение – единственный способ ее существования. Поэтому движение и существование материи оказываются одним и тем же. Движение и есть существование материи. 
 
 
 
 

    1. Пространство  и время как  формы существования  материи

     К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время.

     Античные  атомисты считали, что все состоит  из материальных частиц — атомов и  пустого пространства. Ньютон рассматривал пространство и время в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения; они, по его представлениям, есть «вместилища», в которых расположены различные тела и происходят события.

     Согласно  взглядам объективных идеалистов, пространство и время, существуя объективно, являются производными от мирового разума, мировой  абсолютной идеи и т.п. (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Гегель, неотомисты)

       Так, в учении Гегеля пространство  и время есть результат саморазвивающейся  абсолютной идеи. Он писал: «Идея, дух стоит выше времени, потому что таковой составляет понятие самого времени. Дух вечен, существует в себе и для себя, не увлекается потоком времени, потому что он не теряет себя в одной стороне процесса».

     В субъективно-идеалистической философии  пространство и время рассматривают  как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Данной точки зрения придерживались Беркли, Юм, Мах, Авенариус и др. Близка к этим взглядам и концепция И. Канта. Он утверждал, что пространство и время суть чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что они не являются свойствами самих вещей, а даны до всякого опыта (априорно), являются формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия4.

     Дальнейшая  история развития учений формировала  взгляды, согласно которым пространство и время суть формы движущейся  материи,   вне   пространства  и   времени  движение   материи  было бы невозможно, т.е. развивалось  понимание пространства и времени  как свойств объективного мира. С  этой точки зрения перцептуальное (личное) пространство и время представляет собой образ (ощущение, чувственное восприятие, представление) в сознании человека,   в определенной   мере   соответствующий   реальному пространству  и времени.   Упорядоченность наших ощущений, восприятий, представлений определяется  упорядоченностью самих реальных тел  и событий  объективного  мира.   В  самой действительности одни тела находятся рядом с нами, другие — дальше,  справа,  слева и т.д., а события происходят раньше, позже и т.п. Но наши чувственные образы пространства и времени нельзя безоговорочно переносить,  «проецировать» на реальный мир.  Вопрос о существовании объективного пространства и времени значительно сложнее, чем он представляется на первый взгляд.

     Поиски  ответов на вопрос о соответствии нашего перцептуального пространства и времени их объективному содержанию неизбежно приводили к разработке философских и естественно-научных   понятий,   к созданию  различных   математических моделей, способных более точно воспроизвести, выразить реальное пространство   и   время,   полнее   выявить   соотношение субъективного и объективного в данной проблеме. Так возникло  концептуальное пространство и время (лат.  -  понимание, система).

     На  протяжении истории развития философии  и естествознания сформировались две  противоположные концепции, по-разному  объясняющие пространство и время  — субстанциальная и реляционная:

     - субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность;

     - реляционное понимание (лат.  — относительный) рассматривало их как объективные формы существования тел и событий (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время — особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.

     Реляционное понимание пространства и времени  как всеобщих форм существования  движущейся материи было последовательно  и ясно сформулировано и обосновано Ф. Энгельсом. Оно получило свое научное  подтверждение в естествознании и более глубокое   логическое   обоснование   в   теории   относительности Эйнштейна.   Суть данного понимания заключается  в том,  что пространство и время  — формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания — движущейся материи, а  находятся в единстве со своим  содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими,  объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах движения материи, поэтому пространственно-временная структура Вселенной не одна и та же для разных ее частей, для разных уровней и форм движения материи. Отсюда следует, что понять действительную природу пространства и времени независимо от движения материи невозможно,  свойства пространственно-временной структуры определены материальным движением.  Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей5.

     Пространство  и время имеют общие характеристики как непосредственно связанные между собой формы существования материи:

Информация о работе Атрибуты материи