Авторитарный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Авторитаризм – другая модель политического режима диктаторского типа, существенно отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим допускает ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.
Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

Содержание

Введение 3
Сущность и характерные черты авторитарных режимов.
5
Исторические и социально-экономические условия возникновения авторитаризма.
14
Классификация авторитарных режимов.
17
Политические возможности авторитаризма
20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

контр, политология, авторитарные режимы.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

       Авторитарные режимы формируются,  как правило, в результате государственных  переворотов или «ползучей» концентрации  власти в руках лидеров или  отдельных внутриэлитарных группировок.  Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.

       Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.

       В настоящее время наиболее  существенные предпосылки для  возникновения авторитарных режимов  сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности. 

     Признаки  авторитарного политического режима.

     Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

     Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

     Авторитаризм  не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу  интерпретировать авторитаризм как  способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

     В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

     — сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

     — права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

     — в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему режиму;

     — политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции  запрещена или ограничена. Профсоюзы  подконтрольны власти;

     — государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

     — обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как  правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается  с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

     — осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

     — власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

     — при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

     — режиму свойственны унитарные формы  государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. 
 

 

     

     2. Исторические и социально-экономические условия возникновения авторитаризма. 

     Историческое  многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим  с различными по природе общественными  и политическими системами - рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда - трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

     Условия возникновения режима авторитарной власти:

     1. Социальный и политический кризис  общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного - двух поколений.

     2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, "выбитых" из традиционных "гнезд" существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.

     3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, стремление  к "восстановлению" социальной  справедливости путем установления  поголовного равенства, потребительское  отношение к жизни берет верх  над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

     4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование, более или менее успешное, исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.

     5. Наконец, решающим условием возникновения  авторитаризма является лидер,  обладающий авторитетом, признаваемый  большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

     Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например), были и такие, которые играли прогрессивную роль в историческом развитии своей страны, например, Наполеон, Бисмарк, Петр I. 

 

     

     3. Классификация авторитарных режимов 

     Среди множества авторитарных порядков можно  выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

     Авторитарные  политические режимы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся как традиционные формы: монархии, деспотии, тирании  так и относительно новые формы: реакционные, консервативные и либеральные авторитарные режимы. В реакционных авторитарных режимах (военно-диктаторских и однопартийных) с тоталитарной тенденцией механизм политической власти осуществляет глава государства, который является одновременно лидером единственной политической партии. Этот режим характеризуется неограниченной президентской властью и выступает тормозом социального прогресса.

     Консервативные  авторитарные режимы ориентированы  на сохранение и поддержание исторически  традиционных, сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. При этом политическая власть находится в руках главы государства (президента, премьер – министра), который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть.

     Либеральные авторитарные режимы представляют собой авторитарные режимы с демократической тенденцией. Признавая основные принципы демократии, права и свободы граждан, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию и т. п., такие режимы требуют постоянного вмешательства государства во все сферы жизни общества для создания благоприятных условий его дальнейшего развития.

     На  протяжении тысячелетий все режимы авторитаризма опирались главным  образом на традиционную и харизматическую  легитимность. Начиная с XX века, в  целях легитимации стали широко использоваться также националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Поэтому авторитаризм часто определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.

     Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относятся полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, ограниченность институтов артикуляции общественных интересов.

     В то же время авторитарный режим имеет  и свои плюсы, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Ряд стран с авторитарными режимами, среди которых следует упомянуть Китай, Чили, Южную Корею, Вьетнам продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть - со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом. Все это делает ее эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Поэтому в современных условиях постсоциалистических стран наиболее оптимальным стало бы сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности обществу. 

     Для всех авторитарных режимов характерны как общие, так и специфические  черты, что позволяет провести их дифференциацию и типологию. Приведем типологию авторитарных режимов, предложенную известным польским политологом Е. Вятром.

Информация о работе Авторитарный режим