Бессмертие в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Содержание

Введение …………………………………………………….3
2. Смысл жизни с различных точек мировоззрения……5
3. Религия о жизни, смерти, бессмертии………………….8
4. Смысл бессмертия с точки зрения философии…………10
5.Право на смерть…………………………………………..15
Заключение…………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………18

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

    Также можно выделить биологическое измерение  проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия  жизни и смерти во Вселенной, постоянного  их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение  Энгельса: «Жизнь есть способ существования  белковых тел, и этот способ существования  состоит по своему существу, в постоянном самообновлении химических составных  частей этих тел», акцентирует космический  аспект жизни. Рождаются, живут и  умирают звёзды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Энгельса, «с железной необходимостью» порождаются жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

    Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет  огромное мировоззренческое значение.

    Эта идея святости жизни, права на жизнь  для любого живого существа уже в  силу самого факта рождения принадлежит  к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и  Земля рассматриваются как живые  существа, а вмешательство в ещё  плохо познанные законы их жизни  чревато экологическим кризисом. Человек предстаёт как малая  частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя всё богатство  макрокосмоса. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в  христианстве) человеческая плоть может  и должна обрести иное, цветущее состояние.

    Второе  измерение связано с уяснением  специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека — предстоящая  смерть. Известно, что Л.Н. Толстой  мучительно вопрошал: «Есть ли в  моей жизни тот смысл, который  не уничтожается неизбежно предстоящей  смертью? К чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком  же критическом состоянии, как и  их отец? Зачем же им жить? Зачем мне  любить их, расти и блюсти их? Для  того же отчаяния, которое во мне, или  для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведёт  их к познанию этой истины. А истина — смерть». В рамках рационалистического  подхода ответить на эти вопросы  невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла своего бытия и определения — что же для личности является высшей ценностью — Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость...

    Третье  измерение — идея обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.

    Первый  — связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т.д., близок большинству  людей. Кроме принципиальных противников  брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается  наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов семейного  занятия или ремесла.

    Второй  — сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

    Третий  — вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии  и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой», упование на «растворение»  тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это  характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.

    Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального  и духовного производства, которые  входят в копилку человечества. Для  этого, прежде всего, нужна уверенность  в том, что человечество бессмертно и идёт космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

    Пятый путь связан с достижением различных  состояний, которые наука называет «изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом  системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и  цивилизациях. Тут возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

    Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а также  многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с  ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического  фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания проблемы бессмертия, что  связано с необходимостью самоопределения  в вечном мире информационно-энергетических сущностей.

    Русские философы прошлого считали, что смерть человека величайшая несправедливость, свидетельство несовершенства мира. Но сделает ли бессмертие человечество счастливей и лучше — вопрос.

    Одни  убеждены, что прогресс обеспечивается только сменой поколений. Другие считают  иначе. Годам к 40-50 мыслительные способности  человека достигают высшей точки. А  физические силы уже истощены. Бессмертие открыло бы перед каждым грандиозные  возможности духовного и интеллектуального  развития.

    Ещё один аргумент в пользу бессмертия: умершие не несут правовой ответственности. Многие рассуждают: «После нас —  хоть потоп!». Вечная жизнь заставила  бы людей быть ответственными перед  будущими поколениями.

    Контраргумент: бессмертие ввергнет мир в пучину безнравственности. Все заповеди основаны на запрете причинить вред себе, другим людям, в конечном счете на страхе смерти. Если смерти не будет, человечество утратит «тормоза». 
 

4. Право на смерть 

Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит настал час, когда он может уйти.

    Высказывание  Роберта Кастенбаума, американского танатолога: «Сильная личность не станет обузой для общества» — превратилось с слоган. Попав в сложную жизненную ситуацию или тяжело заболев люди считают, что обязаны покончить с собой, ибо продолжать жизнь в их ситуации аморально.

    Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из «горячих» точек  естественнонаучного и гуманитарного  знания.

    Особое  внимание в последние годы привлекает эвтаназия (дословно «счастливая смерть») как новое явление в жизни  общества, требующее глубокого философского размышления. Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона, который предложил так называть легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится и к феномену самоубийства.

    Прежде  всего следует уточнить, что под эвтаназией понимается не просто легкая безболезненная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего (либо его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии — активном или пассивном медика.

    Решая вопрос о законности и моральной  обоснованности эвтаназии, медикам  приходится решать дилемму, известную  еще со времен Гиппократа: с одной  стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с  другой стороны, он должен облегчить  участь страждущего.

    Противниками  эвтаназии выдвигают такие аргументы: во-первых, это возможность ошибочной  постановки диагноза о неизбежной смерти больного. Сюда же можно отнести  и другой, но в чем-то сходный довод: всегда существует вероятность того, что будет найден новый способ лечения и болезнь, считающаяся неизлечимой, завтра отступит перед новейшими достижениями медицины. Человек сохраняет надежду и никто не вправе лишать его этой надежды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Таким образом, сегодня философские размышления  о жизни и смерти оказываются  необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи  с развитием биологии, медицины и  здравоохранения.

    Но  все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.

    Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы  решаются различно, в зависимости  от ведущей духовной установки той  или иной цивилизации.

    Но  вопрос о смысле человеческой жизни  имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества. 

 

Литература 

  1. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. 576 с.
 
  1. Введение  в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. 639 с.
 
  1. Волков  Генрих Николаевич. У колыбели науки. М., «Молодая гвардия», 1971. 224 с., с илл.
 
  1. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. 384 с.
 
  1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для  студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.-М.: 1998.-288 с.
 
  1. «Аргументы  и факты на Енисее», № 41, 2000 г.

Информация о работе Бессмертие в философии