Бессознательное (Фрейд, Юнг, Фромм)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
В 20 веке помимо проблемы сознания и самоосознания встает проблема бессознательного. Это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных.

Содержание

Введение
Бессознательное по Фрейду
Бессознательное по Юнгу
Бессознательное по Фромму
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бессознательное Фрейд, Юнг, Фромм.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 Юнг предложил  нам великолепное видение этой  человеческой способности к осознанию,  видение ее роли и значения Он увидел результат воздействия на природу творящей силы. Он увидел космос, бредущий сквозь бесчисленное количество световых лет, чтобы, в конце концов, дать рождение этому редкому качеству, которое мы называем сознанием.

Посредством человеческой расы огромная бессознательная душа Природы постепенно сделала одну свою часть осознающей. Юнг верил, что Бог и все силы творения трудились в течение долгого времени, чтобы привнести сознание во вселенную, и что роль человеческих существ заключается в дальнейшем развитии сознания.

 Человеческое  сознание развивается из первичной  материи бессознательного. Его рост  обеспечен постоянным потоком  частиц бессознательного, постепенно  поднимающихся к уровню сознания  в своем стремлении сформировать  более полноценную, мыслящую личность. Осознающий разум должен до тех пор продолжать вбирать в себя материал бессознательного, пока он не отразит весь объем полного "я".

 Юнг верил,  что в этой эволюции каждый  смертный играет свою индивидуальную  роль. Ибо если наша коллективная человеческая способность к сознанию рождена от неосознающей души, то же самое можно сказать и об отдельной человеческой личности. Каждый из нас в отведенное ему время его жизни должен повторить развитие человеческой расы, и каждый из нас должен быть индивидуальным вместилищем, в котором сознание продолжает свое развитие.

 Каждый из  нас является микрокосмом, в  котором реализуются вселенские  процессы. Таким образом, все мы  участвуем в движении содержания  бессознательного по направлению  к уровню осознающего разума. И каждый из нас вовлечён в противоположное движение эго-разума, движущегося назад к бессознательному, чтобы восстановить связь с матрицей-прародительницей, давшей ему жизнь.

 Внутри бессознательного  каждой личности находится первичная  схема, «чертеж», если хотите, в соответствии с которым формируются осознающий разум и полная функционирующая индивидуальность. Этот процесс начинается с рождением и после всех медлительных лет психологического роста достигает подлинной внутренней зрелости. Эта схема, этот невидимый каркас из энергии содержит в себе все черты характера, все его преимущества и недостатки, основную структуру характера и его составные части, из которых со временем сложится полное психологическое существо.

 Осознающая  личность большинства людей вобрала в себя только малую часть этого «склада» сырой энергии. Только малая часть первоначального проекта была реализована на уровне сознания.

 Внутренняя, бессознательная модель личности  подобна плану величественного  собора. Поначалу, когда план переносится в физическую реальность, видны только общие контуры. Проходит время, воздвигается небольшая часть постройки, по которой можно себе представить, каким будет все произведение искусства. Год за годом, камень за камнем, растет величественное сооружение, и вот, наконец, каменщики укладывают последний кирпич, маляры делают последний мазок. Только тогда нашему взору открывается все великолепие, порожденное воображением архитектора.

 Точно так  же истинная глубина и величие  индивидуального человеческого существа не проявятся полностью до тех пор, пока основные элементы личности не покинут уровень потенциальных возможностей, находящихся в бессознательном, и не реализуются на уровне функционирующего сознания.

 Каждый из  нас строит свою жизнь, возводит величественное строение.

В глубине бессознательного каждой личности создается план и  основная структура жизни. Но для  того, чтобы понять встроенный в  нас полный потенциал возможностей, мы должны советоваться с бессознательным  и взаимодействовать с ним, должны быть готовы к испытаниям и болезненным переменам, которые всегда связаны с внутренним ростом.

 

  1. Бессознательное по Э.Фромму

 

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".

Непосредственные и  опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального  бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов  проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки);

2) неосознаваемые механизмы  и регуляторы деятельности, обеспечивающие  ее автоматический характер (операциональные  установки и стереотипы автоматизированного поведения);

3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).

В психоанализе и постфрейдизме  в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики  и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Существующая фрагментарность  представлений о бессознательном  и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

Фромм широко использует понятие коллективного бессознательного. Он показывает, что открытые Фрейдом механизмы бессознательного определяют функционирование не только индивидуальной психики, но и массового сознания. Эти три феномена – коллективное бессознательное, идеология, массовое сознание, по Фромму, тесно переплетены, во многом даже тождественны. В них действуют одни и те же механизмы проекции, идентификации, рационализации, компенсации, реактивные образования. Идеология стоит при этом во враждебном отношении к разуму и совести.

Уже Юнг стал рассматривать сознание и бессознательное  как равноправные и взаимодополнительные сферы. Двигаясь в том же направлении, Фромм отмечает, что не только бессознательное, но и сознание может быть асоциальным и аморальным, а также "несчастным", "рабским", "больным" и "иллюзорным". Сознание может скрывать истину и игнорировать справедливость не менее успешно, чем бессознательное. Вместе с тем, Фромм акцентирует культурную ценность коллективного, особенно, родового бессознательного, которое свободно от политической и моральной цензуры, сосредотачивает в себе опыт многих поколений, богатство языка, логики и фантазии. Через бессознательное человек укоренен в природе, космосе, истории. Бессознательное, по Фромму, представляет растение, животное, социум и культуру в человеке, его прошлое и будущее. Оно служит источником творческих и деструктивных влечений. Подобно сознанию, бессознательное включает в себя рациональные и иррациональные компоненты.

Хотя многие идеи Фромма не оригинальны, его отличает большая гибкость мышления, тонкая историческая интуиция, способность рассуждать о сложнейших вещах заинтересовано, доступно, на основе богатейшей эрудиции. Фромм, в отличие от Фрейда и Юнга, не настаивал на том, что он – только психолог. Он органично соединил психоанализ с этикой, антропологией и социологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Психоанализ представляет собой  не только мир, но и философию.  Она далеко от оптимизма. Мы  обладаем такой, а не иной  физической и психической организацией  и мало что способны изменить  в своем положении. Реальность  не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.

Бессознательное совокупность психических  процессов, противопоставляемых сознательным действиям.

Основы учения о бессознательном  заложены в теориях Фрейда и Юнга.

У Фрейда диспозиции, связанные с  инстинктивными влечениями, побуждают  желания и мотивы «Оно», стремящиеся  к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

Ученик Фрейда Юнг, помимо личного  бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / Составители: И.Айзенбах-Штангль, М.Эртль / Перевод с немецкого А. В. Логинова, научная редакция О. Б. Кетовой. — М.: Издательство Verte, 2009. — 232 с (Серия «Профессия: консультант») // ISBN 978-5-903631-05-6
  2. Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках истины. М., 2007.
  3. Зачепицкий А., Карвасарский Б.Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  4. Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59) М.: Логос/Гнозис, 2010.
  5. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.
  6. Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., Наука. 2009.
  7. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 25-38.
  8. Фрейд З. Бессознательное (1915)/ Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 129—186.
  9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 2010.
  10. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва «Просвещение», 2009.
  11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2009.
  12. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 2008.
  13. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 2010.
  14. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 2008.
  15. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 2007.
  16. Юнг К. Г. Психология переноса. Статьи. М., 2007.

 


Информация о работе Бессознательное (Фрейд, Юнг, Фромм)