Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли, произвела колоссальное впечатление на современников. Естественно, что научное событие такого масштаба не могло не затронуть сферу социальных наук. С середины XIX в. принципы теории эволюции энергично вторгаются в самые разнообразные области социального знания - от экономики и государствоведения до лингвистики, где известный немецкий лингвист Август Шлейхер делает одну из первых попыток применения теории Дарвина вне биологии.

Работа содержит 1 файл

социал-дарвинистская школа.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

   Но  социал-дарвинистская парадигма  содержала в себе и немало изъянов. Главный из них с социологической  точки зрения - биологический редукционизм как таковой. Но и он сам по себе не давал оснований для преувеличения роли конфликта в социальной жизни (это другой серьезный изъян социального дарвинизма).

   Истолкование  метафоры <борьба за существование> исключительно в духе конфликта  само по себе не вытекало из теории эволюции. В принципе истолкование социального  взаимодействия как кооперации и  взаимопомощи вытекало из теории Дарвина  с не меньшим основанием.

   Именно  такое понимание социального  взаимодействия выводили из дарвиновской теории эволюции американский философ  и историк Джон Фиске (Fiske) в <Очерках космической эволюции> (1874), шотландский евангелический писатель и лектор Генри Драммонд (Drammond) в своих лекциях, озаглавленных <Возвышение человека> (1894), и русский ученый и политический деятель П. А. Кропоткин в книге <Взаимная помощь как фактор эволюции> (англ. изд. - 1902, рус. изд. - 1907). В этих трудах обосновывалась идея о том, что взаимопомощь, альтруизм, бескорыстная забота сыграли важную роль в биологической эволюции и в <выживании сильнейшего>. Но чрезмерный акцент на роли конфликта был сделан, как отмечалось выше, именно вследствие уже существовавшей ранее теоретико-методологической установки. Представление о группах, постоянно воюющих между собой за удовлетворение своих потребностей, было столь же неадекватно, как и противоположное представление об идиллическом мире и полном согласии среди людей.

   Важно иметь в виду, что, попадая в  сферу массового сознания и практической политики, вульгаризованные социал-дарвинистские идеи нередко служили обоснованием аморализма и беззакония, а <выживание сильнейшего> выступало как право сильного во внутренней и внешней политике. Само приписывание социальным конфликтам статуса <естественности>, вечности и неустранимости способствовало их оправданию, сохранению и усилению.

Информация о работе Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа