Буддизм и джайнизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Философия древнего мира зародилась в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БУДДИЗМ 5
ДЖАЙНИЗМ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Московский Государственный Университет имени М.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет имени  М.В. Ломоносова

Филиал  МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе

Факультет Экономики и Управления

Кафедра Экономики 
 
 
 
 
 
 

САМОПОДГОТОВКА  ПО ФИЛОСОФИИ №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 1 курса

Миронова  Татьяна

Проверил:

Голуб Н.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Философия древнего мира зародилась в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.

Предпосылкой  становления философии явилось  развитие языка, письменности, совершенствование  способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.

Рассматривая  становление, формирование и развитие философии, следует исходить из того, что философия зарождается вместе с религией, выступая правопреемницей  мифологии. Но если религия как мировоззрение  является "скрепами" общества, то философия инициирует развитие общества, выступая одновременно и мудростью, и любовью к мудрости.

Что касается истории  философии, то эта отрасль знания представляет собой не описание жизни  интересных людей, не комментарии к  их изречениям, а является совокупностью  системно-рационализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и поколений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира.

Первые попытки  человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое  пpостpанство, наконец, самого себя - следует  отнести к тому периоду человеческого  существования (предположительно его  можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный миp, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль  человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литеpатуpных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте и Вавилоне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Буддизм

          Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н. э). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока (около 700 млн. верующих).

Авторитет буддизма, его широкое распространение  обусловлено тем, что он был "религией спасения", вселял в души поверивших надежду на то, что страдание можно  победить и устранить не в загробном мире, а в этой жизни, если организовать свою жизнь в соответствии с канонами буддизма.

Если буддизм  и джайнизм не без оснований претендуют на нравственную пропедевтику, то даршаны (видение) представляют целый спектр философского освоения мира от веданты (крайнего идеализма) до чарвака (крайнего материализма). Одни ориентированы на безоговорочное признание авторитета Вед, другие - на его критику и неприятие. Но, независимо от мировоззренческой направленности, внимание всех школ обращено на онтологические и гносеологические проблемы, что дает основание рассматривать эти школы как философские, в отличие от джайнизма и буддизма - религиозно-мифологических учений, обеспечивающих нравственную направленность и задававших человеку высшие ценностные ориентиры.

Успешному распространению  раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его  основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально  распространялось в устной форме, и  многие факты его биографии и учения обрастали различными мифологемами.

Только примерно через двести лет учение его, как  и биография, были зафиксированы  в литературе. Ученикам, а через  них и всему миру, странствующий  проповедник Гаутама стал известен под именем Будды - "знающего", "просвещенного", "просветлен".

О Будде рассказывает следующая легенда. Он родился в  предгорьях Непала, неподалеку от города Капилавасту. Отец его, местный раджа, очень любил сына и хотел уберечь  от всевозможных тяжелых впечатлений. Он построил ему несколько дворцов. Будда в одном из своих изречений говорит, что у него был летний дворец, был зимний, был парк с лотосами. А легенда добавляет: царь скрыл от него, что люди умирают, что люди болеют, старятся. И вот однажды юный царевич Сиддхартха Гаутама отправился со своим слугой Чанной на прогулку без ведома отца. В то время у него уже была жена Яшодхара, родился ребенок. И вдруг ему навстречу попался старик, потом больной человек (кажется, прокаженный) и, наконец, носилки с покойником. И он спросил у Чанны: скажи мне, что произошло с этими людьми? А тот ответил: все мы можем заболеть, состаримся обязательно, а умирает каждый. И эта мысль как громом поразила Гаутаму - потому что он не был подготовлен к восприятию этой трагичности человеческой жизни. Если иных учителей поражали греховность человека, его злобность, нравственные изъяны, - то его поразила трагичность нашей жизни, то, что мы смертны. Он сказал себе: "Значит, все не имеет смысла; если я погибаю, то зачем жить". Но Чанна ответил: "Как нас учат учителя, ты умрешь, но ты возродишься в другом теле. Если ты будешь добрым, то возродишься в добром теле - животного или человека". И это еще более повергло Гаутаму в отчаяние. Он спросил: нельзя ли выбраться из этого круга? Когда все это должно кончиться? Никто не мог найти ответа. И вот ночью царевич Сиддхартха решает уйти в лес к отшельникам, к архатам. Он последний раз прощается с женой, с сыном. Они спят, он подходит к ним, смотрит на них. Больше нет цепей, он порвал все узы. Вместе с Чанной они покидают дом. По дороге он меняется с одним охотником одеждой, накидывает на себя желтый плащ и скрывается в лесу. (Впоследствии желтый плащ станет одеждой буддийских монахов) Он обрил голову, бороду и поселился в Урувельской чаще, недалеко от реки.

Буддийская доктрина, как и джайнизм, первоначально существовала в устной традиции, обрастая легендами. Фигура Сиддхартхи Гаутамы постепенно приобрела божественный характер. Освоив искусство изнурять тело и научившись самосозерцанию, Гаутама (Шакья-Муни) выработал свое учение, которое включало теорию (догматику), нравственность (аскетику) и практику (созерцание).

1. Центральным  пунктом догматики (теории) буддизма  являются четыре истины. Суть  первой состоит в том, что  жизнь человека неразрывно связана  со страданием. Рождение и смерть, болезнь и старость, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность осуществить желаемое - все это ведет к страданию. Причиной страдания является жажда бытия, желание индивидуального счастья. Способ преодоления страдания состоит в абсолютном отрешении от всего, от всех и от самого себя. Человек должен освободиться от 10 "цепей": от уверенности, что его индивидуальность и душа неизменны; от сомнения, что существует легкий путь освобождения от сансары; что разные религиозные обряды ведут к спасению; от страсти и желаний; от ненависти; от любви к земной жизни; от желания будущей жизни на небе; от гордыни; от высокомерия; от неведения.

Освобождение  от "цепей" и обретение своей  кармы (жребия) обеспечивается истинной верой и решимостью, словом и делом, истинной жизнью и стремлением, истинными помыслами и самопознанием. Путь к устранению "жажды" достаточно сложный. Он предполагает правильное суждение и правильное решение, правильную речь, правильное стремление и правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение. При этом отвергается как жизнь чувственного удовольствия, так и жизнь самоистязания, крайней аскезы.

Познавший 4 истины и освободившийся от 10 "цепей" может достигнуть нравственного  совершенства, состояния нирваны. (Нирвана это покой, прекращение существования; средство спасения души).

2. Что касается  аскетики (нравственности), то вместо  жестоких самоистязаний Шакья-Муни  вводит неотъемлемое соблюдение  нравственной чистоты: охранять  все живое; не причинять зла;  уважать чужую собственность; быть целомудренным, правдивым, воздержанным в еде и питье; игнорировать светские удовольствия и развлечения; воздерживаться от украшений, жить в добровольной бедности; освободиться от всего, что приносит боль. Только так можно обрести состояние нирваны как полной невозмутимости и бесстрашия, свободы от внешнего мира и даже от мыслей об этом мире.

Аскетика была нормой и регламентом жизни Гаутамы  и его учеников. Пробуждались они  с первым проблеском утренней зари. Утро проводили в духовных занятиях, беседах. Затем направлялись в ближайший населенный пункт за подаянием с чашей в руках и с опущенным взором, храня молчание. Без просьб протягивали чаши в ожидании подаяния, без слов принимали как отказ, так и богатую милостыню. К полудню возвращались домой. Одна часть подаяний предназначалась бедным людям, другая часть выделялась для зверей и диких птиц, и только третья часть разделялась на число участников трапезы, подтверждая правило - жить в добровольной нищете.

3. Практику Шакья-Муни  понимает не как деятельность активного освоения мира, а исключительно как созерцание. Практика (созерцание) предлагает: - освобождение от земных желаний и сосредоточенности на мысли о слиянии атмана с Брахманом; - достижение абсолютного покоя и блаженства; - обретение состояния бесстрастия и безразличия; - обретение свободы от страдания.

Эффективность практики (созерцания) усиливается  теорией (догматикой) и обеспечивается нравственностью (аскетикой). В результате душа наполняется светом, обретает ясновидение и способность к единению с Брахманом.

Человек в мире повязан эгоистическими помыслами  и делами, а посему он подвержен  закону Кармы (воздаяния). Освободиться от действия этого закона, от страданий  может только тот, кто в состоянии  преодолеть свой эгоизм, кто в своих  поступках ориентирован на Брахмана как высшую объективную реальность, задающую канон покоя, воздержания, терпимости, терпения и собранности.

На основании  своего духовного опыта Будда  приобрел и поведал миру убеждение  в существовании четырех благородных  истин:

1) страдание  существует 2) у страдания есть  причина 3) страдание может быть  прекращено 4) известен путь, ведущий  к этому.

В философско-религиозной  системе буддизма ключевыми можно  считать такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.

Дхарма - формула  буддийского символа веры, которая  содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда  открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную  связь и методы окончательного подавления их действенности, т.е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.

Итак, буддизм  создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что  Будда, предавшись созерцанию, узрел  человеческое бытие, наполненное постоянным страданием, и познал причину страдания.

Вместе с тем  он провидел и вечный покой, и путь, который ведет к нему - конечная цель предначертана ясно: это покой  без возвращения в суету, покой, в котором суета и страдания  мирские исчезают навеки.

Это и есть состояние  нирваны, которая является целью верующего;

достигнув ее, человек  обретает спасение.

Буддизму удалось  подорвать влияние брахманизма  в стране, где он был более тысячи лет преобладающей религией. Однако возможность приобщения к буддизму только в форме монашества ограничивала число его приверженцев.

Информация о работе Буддизм и джайнизм