Булгаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:46, доклад

Описание работы

Уникальным направлением в социологии в России были анархизм, народничество, а так же социальная экономика.
В результате споров по различным социальным вопросам в России сформировалась русская государственная школа. Одним из итогов тала концепция общинного уклада жизни. В основе ее лежали понятия «право на труд» и право труда.
В начале 20 – века в России развивались конкретные социологические исследования в сфере промышленного труда.

Работа содержит 1 файл

Булгаков С.Н..docx

— 21.38 Кб (Скачать)

Уникальным направлением в социологии в России были анархизм, народничество, а так же социальная экономика.

В результате споров по различным  социальным вопросам в России сформировалась русская государственная школа. Одним из итогов тала концепция общинного  уклада жизни. В основе ее лежали понятия  «право на труд» и право труда. 

В начале 20 – века в России развивались конкретные социологические  исследования в сфере промышленного  труда.

Особое место в ней  занимала христианская социология труда  С. Булгакова. Булгаков соединил труд и  религию. Он рассматривал хозяйство  как способ соединения природы и  человека, личности и бога. Хозяйство  воплощает себя в труде, жизнь  дается человеку даром и впоследствии должна поддерживаться трудом, она  насквозь  - трудовая жизнь. Труд – это та ценность, которою приобретаются блага, поддерживается жизнь.

 

 

Дата рождения: 16 (28) июня 1871

Место рождения: Ливны, Орловская губерния, Российская империя

Дата смерти:  13 июля 1944 (73 года)

Место смерти: Париж, Франция

Направление: религиозная философия

Основные интересы: религия, социализм

Оказавшие влияние:  Иммануил Кант, Карл Маркс, Владимир Соловьёв

 

Родился в семье сельского  священника. Учился в Ливенском Духовном училище и в Орловской Духовной семинарии (до1888), затем в Елецкой классической гимназии.

В юности увлекается марксизмом.

В 1894 года закончил юридический факультет Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Императорском московском техническом училище.

В начале 1901 года защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. Под влиянием философии Канта Булгаков возвращается к идеализму и осознанию исторической роли ценностей добра и красоты. Поэтому философия Владимира Соловьёва, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества, представляется Булгакову последним словом мировой философской мысли, её высшим синтезом

С 1904 года — член Совета Союза освобождения.

С 1906 года — профессор Московского коммерческого института (по 1918 год). В этом же году был избран депутатом II Государственной Думы (как беспартийный «христианский социалист»).

Последующие годы период наибольшей общественной, и публицистической, активности философа. Он участвует во множестве начинаний, знаменующих собой религиозно-философского возрождение в журнале «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборнике «Вопросы религии», «О Владимире Соловьёве», «О религии Льва Толстого», «Вехи» (1909),

 

К области  политической экономии в тесном смысле относятся главным образом следующие  его работы:

«О рынках при капиталистическом  производстве» (1896);

«Что такое трудовая ценность» («Сборник правоведения и общественных знаний», т. VI);

«Классическая школа и  историческое направление в политической экономии» («Новое Слово», окт., 1897);

«К вопросу об эволюции земледелия» («Начало», I—III, 1899);

«Ралохойнский эксперимент» («Мир Божий», 1900, февраль).

 

Булгаков осуждает основное воззрение политической экономии начала XX века, по которому рост материальных потребностей является коренным принципом  нормального экономического развития. Он признаёт экономический прогресс необходимым условием духовного  преуспевания, но предостерегает от наклонности заменять прогресс общечеловеческий и общекультурный одним лишь прогрессом экономическим.

Творчество отца Сергия начиналось с публицистики, статей на экономические, культурно-общественные, и религиозно-философские  темы. Помимо начального этапа, публицистика выходила на первый план в критические  моменты жизни страны: Революция 1905—1907 годов в России, начало первой мировой войны, 1917 г. Целый ряд  существенных тем булгаковской мысли  остался развит почти исключительно  в данной форме: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской  интеллигенции, проблемы церковной  жизни, проблемы искусства… В этот же период он разрабатывает идеи социалистического  христианства, в широком спектре, включающем анализ христианского отношения  к экономике и политике, критику  марксизма, но равно и буржазно-капиталистической  идеологии, проекты «партии христианской политики», отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного  центризма) и прочее. Особое русло  составляет тема России, разрешаемая, вслед за Достоевским и Соловьёвым, на путях христианской историософии. Мысль Булгакова тесно слита  с судьбой страны, и, вслед за трагическими перипетиями этой судьбы, его взгляды  сильно меняются. Начало первой мировой  войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание  и великое будущее державы. Но уже вскоре, в диалогах «На пиру богов» и других текстах революционного периода, судьба России рисуется в ключе  апокалиптики и тревожной непредсказуемости, с отказом от всяких рецептов и  прогнозов: краткое время Булгаков считал, что католичество лучше православия  сумело бы помешать процессам раскола  и разложения, подготовившим катастрофу нации. В поздний период в его публицистике остаются по преимуществу лишь церковные и религиозно-культурные темы.

 

Своего пика социология труда  достигла в 1912 г., когда появилась  очень своеобразная концепция отца Сергея Булгакова, благодаря которой  отечественная социология труда  заявила о себе как о серьезном  мировом явлении.

В 1930-е годы было обращено внимание на творческие и гражданские  резервы. Р. Дарендорф, Э. Гидденс, С.Н. Булгаков анализировали условия, которые  создают возможность проявить творчество каждому работнику во внутрипроизводственных делах и в процессе управления, с другой стороны, рассматривали  действия работников как членов гражданского общества, их активность в социально-политической жизни.

С.Н. Булгаков в своем курсе  лекций «Христианская социология», прочитанном в Богословском институте  в Париже в 1927–1928 гг. категорически  отрицал экономическую сущность человека, подчеркивая, что человек  – не просто автомат, а всегда самоопределяющееся существо, как бы ни была мала степень  этого самоопределения.

Христианская социология С.Булгакова. В его главных произведениях - "Философии хозяйства" и "Христианской социологии" - проблемы труда и  хозяйства занимают центральное  место. Создание "Философии хозяйства" (1912) пришлось на тот период, который  отмечен в европейской социологии особым подъемом: тогда же вышли  классические работы Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, М.Вебера.

С. Вебером и Дюркгеймом С. Булгакова единит понимание особой роли религии в жизни общества. Однако Дюркгейм разводил религию и  труд, а Вебер соединял их внешним  образом, рассматривая протестантскую этику в качестве социокультурного условия, способствовавшего появлению  капиталистического хозяйства. Булгаков идет много дальше: хозяйство у  него - космос человеческого бытия, необходимым условием существования  которого служит не протестантизм, но христианство вообще. Поэтому труд и христианство соединены у Булгакова  внутренним образом - через Метафизику, или Космологию Личности.

Хозяйство - единственный способ восстановить разрушенное единство Природы и Человека, Личности и  Бога. Духовная и естественная связь  поколений, понятая как космический  процесс и осмысленная с высот  метафизики, - глубоко русская идея. Булгаков отлично от марксизма трактует хозяйство. Это не производство, распределение или потребление, даже не их единство (хотя в техническом смысле его можно так рассматривать). Хозяйственный труд - космогонический фактор. Хозяйство - постоянное моделирование или проектирование действительности, базирующееся на тождестве субъекта и объекта, т.е. космический и исторический субъект-объектный процесс.

Хозяйство воплощает себя в труде, притом труде подневольном. Если жизнь первоначально дается человеку от рождения даром, то впоследствии ее приходится поддерживать трудом. Жизнь  оплачивается трудом, поэтому она  насквозь трудовая жизнь. "Труд есть та ценность, которою приобретаются  блага, поддерживающие жизнь". Булгаков не согласен с трудовой теорией Маркса, где труд приравнен к затратам нервно-мускульной энергии. Ничего подобного, говорит автор "Философии хозяйства". Труд внутри себя есть волевое усилие, а мускульное или любое другое усилие - лишь внешняя оболочка. В  противном случае мы не поймем, что  такое умственный труд (подобную критику  Маркса и тот же аргумент насчет умственного труда за 12 лет до Булгакова выдвинул Г.Зиммель в "Философии  денег").

Трудовое действие, как  и процесс познания, преодолевает противоположность субъекта и объекта, устанавливая их тождество. Политэкономия  изучает только внешнюю его сторону: труд как производство материальных благ. Не удивительно, что она ставит труд в один ряд с капиталом  и землей как факторами производства. При этом упускается труд как производство духовных ценностей, т.е. волевое, творческое усилие, а не затраты нервов и  мускулов.

Субъектом трудовой теории стоимости, авторами которой выступают  наряду с Марксом английские политэкономы, прежде всего А.Смит, является так  называемый экономический человек. Его критика дана в другом сочинении  С.Булгакова - "Христианской социологии". "Экономический человек" не имеет  души и тела, он счетная машина для  учета затрат и прибыли. Люди обладают еще одним измерением, так как  стремятся и к духовным ценностям. Часто второй мотив сильнее первого. Духовное измерение человека представлено религией, и прежде всего христианством. Экономическая деятельность сеет рознь  и вражду между людьми, порождает  жестокую конкуренцию. Хозяйство же объединяет людей в мировой душе и космическом порядке. Спасение души и аскетика - дело личности, накопление богатства - дело индивидуальное, его  называют бизнесом. Евангелие включает труд в христианскую жизнь.

Для Булгакова реальность не индивид, а общество. Вместе с  тем вряд ли его можно причислить к сторонникам дюркгеймовского  реализма, впрочем, как и к приверженцам веберовского номинализма.

С.Булгаков, кажется, решил  задачу социологического знания в прямой противоположности Веберу. Если веберианцы решительно изгоняли этические и  нравственные категории из социологии, то Булгаков не менее решительно утверждал  их в системе социального знания.


Информация о работе Булгаков