Бытие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Представление о сущностных основах мира как материальном или идеальном его содержании связывает с ними бытие как предельное мировоззренческое понятие [1]. Поэтому изменение представления о сущностных основах Мира неминуемо влечет за собой изменение места и роли бытия, как в гносеологическом, так и в онтологическом смысле.

Работа содержит 1 файл

нурие1.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Представление о сущностных основах мира как  материальном или идеальном его  содержании связывает с ними бытие  как предельное мировоззренческое  понятие [1]. Поэтому изменение представления  о сущностных основах Мира неминуемо  влечет за собой изменение места  и роли бытия, как в гносеологическом, так и в онтологическом смысле.

1 "Бытие  - это последнее, о чем еще  допустимо спрашивать. Но последнее  никогда не может быть определено. Определять можно, только используя  в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит". (Hartmann N. Zur Yrundlegung der Ontoiogie. - 1941).

Понятие бытия, неразрывно связанное с материальной или идеальной субстанцией, оказывается  преодолеваемым мировоззренческим  понятием.

"Позади" бытия, пользуясь выражением Гартмана, стоит расширенное за рамки  материального и идеального содержание  сущностных основ мира, бесконечность  и открытость мира и миропроявление, как предельные мировоззренческие  понятия, которые не сковывают  миропонимания раз и навсегда установленным представлением.

В философии  открытого мира становление из производного от бытия понятия, означающего переход  от одной определенности к другой, становится впереди бытия и характеризует  само миропроявление. Бытие же оказывается производным от миропроявления понятием, выражающим закрытость природных и общественных систем как конкретный уровень миропроявления.

С исходной замкнутостью, закрытостью, системностью как мировоззренческим подходом, имеющим своей основой классическую науку и философию рационализма, связаны, в качестве исходных и фундаментальных, понятия закрытых систем, организации, детерминизма, линейности, равновесности, стабильности, обратимости и т.д. В рамках системного подхода в качестве категорий, означающих преодоление исходной замкнутости, вводятся понятия открытых систем, самоорганизации, индетерминизма, нелинейности, неравновесности, нестабильности, необратимости.

В отличие  от системного мировоззрения, которое  можно было бы определить как философию  закрытых систем, философия открытого мира использует в качестве исходных иные понятия и подходы.

Порядок с этой точки зрения не является порождением хаоса, не вытекает из хаоса, а противостоит ему как исходная, самостоятельная и противоположная  характеристика миропроявления.

Понятие детерминированного хаоса является противоречием в самом себе. Детерминизм  в этом случае превращается в исходное понятие, а хаос в производное, то есть все возвращается на уровень  системной закрытости как исходного  понятия, и претензия синергетики на новый мировоззренческий подход теряет всякий смысл.

Это же касается и других ключевых понятий  системного подхода. Так, самоорганизация  имеет своим основанием организацию. Необратимость, неравновесность, нестабильность, нелинейность, индетерминизм по определению представляют собой отрицательные значения коренных понятий, и не более того.

Это свидетельствует  о том, что системный подход исключает  содержательное развитие понятий на мировоззренческом уровне. В его  рамках теория самоорганизации не имеет самостоятельного мировоззренческого значения.

Бесконечность мира - его безграничность, бессистемность. Понятия "трансфинитного" (абсолютно  бесконечной тотальности), "инфинитного" (не имеющего конца), "индефинитного" (неограниченного) означают приблизительно то же, что в русском языке "бесконечное", "бесконечность". Это предельное мировоззренческое понятие, наряду с открытостью мира и миропроявлением. Мономатериализм связывает бесконечность с неисчерпаемостью материи, моноидеализм - с Богом.

С позиций  современной науки и философии  бесконечность не может выражаться субстанционально, как, например, бесконечность  материи или идеи, взятые сами по себе в качестве предпосылки одна другой. Материя дискретна, а потому, взятая изолированно, сама по себе конечна. Идея как изолированная субстанция, взятая вне связи с материей, является не только надматериальным, но и надприродным образованием, тождественным Богу, а мир в этом случае представляется как ограниченный "твердым небесным сводом", то есть тоже как конечный.

Преодоление античной и средневековой ограниченности в трактовке бсконечности связано  с именами Николая Кузанского и Джордано Бруно. Г. В. Ф. Гегель различал истинную (качественную) и дурную (количественную) бесконечность, что сыграло свою роль в становлении этого понятия.

В своих  работах по общей теории относительности (1918 г.) А. Эйнштейн пришел к выводу о  пространственной замкнутости, а следовательно, и о конечности мира. Однако уже  в 1922 году А. А. Фридман показал, что  если отказаться от предположения А. Эйнштейна о неизменности метрики во времени, то получится модель бесконечно расширяющейся Вселенной.

Как открытость мира проявляется через закрытость частных природных систем, так  и бесконечность мира проявляется  в конечном. Через познание конечного, отдельных фрагментов природы человек идет к постижению бесконечности мира.

Открытость  мира является предельным мировоззренческим  понятием, исключающим всякую ограниченность, замкнутость, предельность, и означающим безначальность и бесконечность мира и миропроявление, как ее выражение. Открытость мира как предельное мировоззренческое понятие реализуется на более конкретном уровне в самоорганизации и организации как конкретных формах системной упорядоченности.

Самоорганизация при таком подходе представляет собой исходный вид системной упорядоченности, реализации открытости мира или миро проявления, включая до-человеческий уровень, как единство таких сущностных основ мира, как материя и антиматерия, информация. Организация в этих условиях представляет собой вид системной упорядоченности, связанный с целесообразной деятельностью человека, его управляющим воздействием на природные и социальные процессы.

Обсуждая  трудности в определении понятия  самоорганизации, Ю. Д. Климонтович  подчеркивает, что одна из главных причин этого - в отсутствии до настоящего времени количественной меры организованности, упорядоченности (или, напротив, хаотичности) различных состояний открытых систем.

Не хаос, а миропроявление является тем активным созидающим началом и конструктивным моментом, который ведет к новому, более высокому уровню организации, названному И. Пригожиным диссипативной структурой. Моменты неустойчивости, малые возмущения-флуктуации могут вызвать макропроцессы. В точках ветвления (бифуркации) проявляется предопределенность развития процессов не только и не столько прошлым, сколько будущим, что связано с представлением о структурах-аттракторах (то есть устойчивых состояниях системы в фазовом пространстве).

Для сложноорганизованных систем в этих точках открывается не один, а одновременно несколько путей развития в будущем, и эти пути не могут быть предопределены заранее.

Мировоззренчески  самоорганизация и организация  являются формой исходной упорядоченности, характерной для системного подхода. С его мировоззренческой ограниченностью связана и ограниченность понятия самоорганизации. Для любой системы характерна исходная замкнутость, закрытость. Поэтому представление об открытости систем конструируется как преодоление их исходной закрытости, замкнутости.

Поскольку исходной системности, упорядоченности  не существует, не может быть ни исходной организации, ни самоорганизации. Они  существуют как производные понятия, выражающие миропроявление.

Поэтому нет оснований для существования  особой теории самоорганизации, представляющей собой иной мировоззренческий уровень по сравнению с организацией в рамках системного подхода. Будущее синергетики не в особой теории самоорганизации в рамках системного подхода, а в его преодолении, в выходе на исходную открытость, которая может быть представлена лишь как открытость мира, а ее реализация - как миропроявление.

Такое соотношение самоорганизации и  организации выражает принципиально  иной подход по сравнению с бытующим в рамках синергетики представлением об открытости и самоорганизации как преодолении исходной закрытости систем. Механизм самоорганизации задается информацией в неизвестных нам пока формах, а в случае организации - через посредство человека, аккумулирующего, перерабатывающего и использующего природную информацию.

Философия открытого мира с описывающими ее категориями открытости мира, миропроявления, безначальности и бесконечности  мира, материи и антиматерии, хаоса  и порядка, информации как глобального  языка природы, открытости и закрытости систем, материального и идеального начал объективного идеального, детерминизма и индетерминизма, самоорганизации и организации как производных форм упорядоченности, линейности и нелинейности, стабильности и нестабильности, устойчивости и неустойчивости, однонаправленности и разнонаправленности природных процессов, особого темпомира, диссипативных структур, флуктуаций, бифуркаций, аттракторов, фракталов, информационной природы человека, его познавательной потребности и способности, становления человека как приращения его разумности и т.д. - представляет, на наш взгляд, современное миропонимание, соответствующее постнеклассической науке.

И лишь в качестве характеристики миропроявления теория самоорганизации может обрести  мировоззренческую основу и перспективу  развития.

С позиций как мономатериалистического, так и моноидеалистического субстанционального подхода за исходное начало принимается бытие материи или идеи. Именно поэтому в качестве противоположности бытию материи как объективной реальности рассматривается сознание как реальность суъективная.

Системный подход противопоставляет паре бытие-сознание пару бытие-становление. Смысл этого  в превращении закрытости и открытости систем в мировоззренческие понятия.

В рамках системного подхода становление  как динамика противопоставляется бытию как статике. Но это возможно лишь в случае исходной закрытости систем, ибо только при этом бытие может рассматриваться как исходная категория.

Начиная с античной философии в понятие  бытия вкладывается различный смысл, что отражается на всем содержании той или иной философской системы.

Так, сократики, в частности, Парменид, считали бытие  неизменным, неподвижным, вечным. Гераклит, напротив, отрицал неизменное бытие  и признавал лишь постоянно меняющийся мир. Платон перевел понятие бытия  в плоскость его истинности, то есть определения того, что есть бытие, а не каков его характер. Платон считал истинным бытием чистую идею, а чувственное бытие - производным. В "Софисте" он приходит к заключению о единстве бытия и становления. Аристотель, приняв сам подход к определению бытия, занял противоположную позицию: опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи, он структурирует бытие по уровням, с чувственного вплоть до идеального. Этот подход был воспринят практически всеми последующими западными философскими школами.

В качестве крайности противоположного порядка  можно отметить отрицание бытия  неопозитивизмом как метафизической псевдопроблемы.

В марксистской философии проблема бытия сводится к основному вопросу философии, в соответствии с чем бытие  представляется как реальность, существующая объективно, то есть независимо от сознания человека. В этом случае бытие по сути отождествляется с бытием материи.

Неклассическая  и постнеклассическая наука и  современная онтология сделали  попытку придать понятию бытия новый смысл, который сводится к его предельности. Мировоззренческая предельность бытия еще в с древности занимала умы в связи с тем, существует ли ничто, то есть обладает ли небытие бытием. Налет схоластики не снимает мировоззренческой значимости проблемы предельности бытия. И если мы сегодня, не прибегая к игре ума, зададимся этим вопросом, ответ будет более конкретным, чем ранее: бытие характеризует материю и дух как исходные субстанции, чему соответствует их мировоззренчески предельный уровень.

Три великих кризиса математики поставили три великие проблемы, которые и сейчас не решены: проблему непрерывности, проблему существования и проблему ничто.

С позиций  мономатериализма с "ничто" связано  представление о "внешнем" пространстве. "Расширение вселенной или изменение радиуса кривизны пространства предполагает наличие некоторого внешнего пространства, в котором происходит расширение,.." [1] - пишет С. Т. Мелюхин.

Информация о работе Бытие