Ценности и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

При всех зигзагах мировой истории человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

Содержание

Введение.
Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
Роль социальных ценностей в социализации личности.
Основные социальные ценности современного Российского общества. Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Ценности и личность. Контрольная.docx

— 38.71 Кб (Скачать)

Немаловажное  значение в этом процессе имеют и  ценности-средства, выступающие как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Ценности – средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей – средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Ценностные  ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они  объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в  интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Особенностью  системы нравственных ценностей  является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее  его состояния. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается  система, иерархия ценностей.

Общественная  потребность в новой системе  ценностей появляется тогда, когда  прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается  неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.

Таким образом, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

3. Основные социальные ценности современного Российского общества. Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.

Сегодня наше общество переживает ответственный  исторический этап – становление  рыночных отношений. Важнейшей составляющей является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется.

Обращает  внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения таким  традиционным ценностям, как семья, человеческое общение, свободное время. Объяснимо и то, что для преобладающей части населения в кризисной ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать интересы в других сферах.

Несколько неожиданным, на взаимоположение в  иерархии ценностей религии и  политики: ведь на протяжении семи с  лишним десятилетий советской истории  в стране активно культивировался  атеизм и "политическая грамотность» .Поэтому неудивителен и некоторый рост интереса к политике и политической жизни.

Можно отметить данные, свидетельствующие о достаточно низкой оценке понятия «справедливость» в таких группах, как предприниматели, директора, чиновники. Очевидно, что представителям «частного сектора» слово «справедливость» напоминает о прошлом, где справедливым считалось все, что направлено против частной собственности и собственников, а также о том настоящем, где они облагаются непомерными налогами.

То же происходит и с идеей равенства: как ценность она оказывается  на «периферии». Хотя понимание равенства  как ориентации на общество равных возможностей в целом по населению  в три раза больше, чем понимание  его как уравнительности. Но условия  рынка не предусматривают фактического равенства. Например, равенство перед  рынком предполагает равенство стартовых  возможностей каждого нового поколения, однако это невыполнимо, более того, законы рынка способствуют углублению неравенства от поколения к поколению. Это должно тем более сказываться в России, где нет традиции раннего обретения самостоятельности, и экономическая зависимость «детей» от «отцов» очевидна.

Однако  просматривается некоторые положительные  содержания не столько в экономических, социальных или моральных ориентациях, сколько в некой духовно-культурной устремленности в самом общем, абстрактном  понимании духовности как ценности. Бесспорно, что в сознании россиян  свобода смыкается с духовностью – вопреки тому, что в литературе существует тенденция рассматривать эти ценности как антагонисты: первая преимущественно как западная, а вторая – как самобытная.  Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация, могут участвовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное олррусскую нацию, что цена за западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только резко возрастает социальное неравенство внутри нашего общества, со всеми отрицательными последствиями, но и углубляется социальное неравенство между русским народом и так называемыми западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой – значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить  и приумножить их.

Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались в сознании россиян. Соответственно, идеи свободы и политической демократии не пользуются особой популярностью. Действительно, прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт. Отчасти это происходит из-за непоследовательной деятельности власти. Тяжелое психо – эмоциональное состояние россиян накладывается на их убеждение в том, что представители власти сами не соблюдают никаких законов и именно за счет этого в России царит правовой беспредел. Такое положение приводит, с одной стороны, к распространению правового нигилизма и ощущения вседозволенности, а с другой, провоцирует высокий спрос на законность как простейшую потребность.

Ценности – это глубинные основы общества, то насколько однородны или однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.  Ратникова. – 1 – 4 – е изд., перераб. и доп.  – М., 1998 – 2008.
  2. Философия. Ч. II. Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1997.
  3. Социальная философия: Учебник /Под ред. проф. В.С. Барулина. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  4. «Личность как субъект нравственной активности». Зотов Н.Д. – Томск, 1984.
  5. «О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности». Л.Н.  Антилогова./»Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра – М, 2009.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценности и личность