Человеческое познание (основные проблемы гносеологии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

1. Практическая природа знания.
2. Знание как ценность: специфика научного познания.
3. Истина как гносеологический идеал.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 37.69 Кб (Скачать)

        Следует также отличать заблуждение  от лжи. Ложь - антипод истины, преднамеренное искажение действительности, в то время как заблуждение - непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Дезинформация - это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного ложным.

        По форме истина может быть  также житейской и научной,  художественной и нравственной  и т.д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, со-гласное, со-вестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Критерий истины, таким образом, зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т.е. опытным (в науке), рационалистическим (в науке и философии), практическим (в науке, социальной практике), умозрительным (в философии и религии). Если в философии критерий истины - в разуме, то в религии - в вере. В социологии основным критерием истины является практика, в метафизике - умозрительная диалектика. Вместе с тем практика тоже не всегда может выступать в качестве объективного критерия истины, ибо может носить искаженный характер (Дополнительный иллюстративный материал).

        Любое истинное познание, в какой  бы из представленных форм  и какими бы методами оно  не осуществлялось, носит творческий  характер. Творчество проявляется  в постижении неведомого, в самом движении познающей мысли. Особый творческий характер присущ интуиции и воображению. Именно развитое творческое воображение выступает в качестве средства прорыва традиционных представлений, выхода за их пределы. Познавательное творчество может осуществляться лишь в условиях свободы, непредвзятости и вместе с тем критики.

Информация о работе Человеческое познание (основные проблемы гносеологии)