Человек как философская проблема: генезис, природа, сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:40, доклад

Описание работы

Философия - сфера знания, которая облачена в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире.
Проблема человека - есть одна из самых важных в философии. Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 32.11 Кб (Скачать)

Личность, взятая вне  связи с индивидуальностью, является абстракцией и реально не существует. Если человеческий индивид не сможет стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не сможет обрести свое индивидуальное бытие, не став индивидуальностью. Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность не только взаимосвязанны, но и взаимообусловливают  друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Оно зависит не только от положения индивида в обществе, но и от его индивидуального отношения к этому положению. Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же социальной среды могут существовать различные социальные типы личности. Поведение конкретного человека и его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, особенностей, уровня развития его индивидуальности.

Все это говорит о том, что индивидуальность не только связана с личностью, но и образует ее существенную черту, а поэтому должна органически войти в определение самого понятия личность.

Но понятие индивидуальность не совпадает целиком с понятием личность. Если понятие личность характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Именно с этой позиции подходил к различию между данными понятиями Гегель, который писал: "Ведь личность является основным определением права: она приобретает наличное бытие преимущественно в собственности, но равнодушна к конкретным определениям живого духа, с которым имеет дело индивидуальность".

Природные особенности  индивида сами по себе не формируют  человеческую индивидуальность, ибо  не делают его самостоятельным субъектом  деятельности. Родившийся ребенок также  является человеческим индивидом, единичным  представителем человеческого рода, но он еще не является человеческой индивидуальностью. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только "единицей", "экземпляром" рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе. Но для этого он должен стать личностью. Это значит, что человек приобретает свою индивидуальность только на социальном уровне развития.

Каждый человек объективно представляет собой индивидуальность. Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Система свойств отдельного человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом человека в обществе, своеобразна. Каждое отдельное свойство в своем проявлении в зависимости от тех или иных условий является индивидуально своеобразным, неповторимым. Неповторимость человека - одно из свойств его индивидуальности. Сама же индивидуальность не сводится к понятию неповторимость единичного конкретного индивида, а взятая как целостная система, представляет собой особую форму бытия человека в окружающем его мире.

Подход к индивидуальности, выдвинутый И.И. Резвицким, позволяет  раскрыть внутреннюю структуру и  механизмы ее функционирования и  развития. На такой основе можно  не формально, а органически включить индивидуальность в общие связи, показать ее место и роль в той системе, элементом которой она является. Указывая на индивидуальность человека как на общественный способ его существования, данное понятие дает возможность подвергнуть ее социальному анализу, связать ее с процессами и тенденциями общественного развития.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Исаев А.А.  Философия: Учебное пособие / А.А.Исаев. - Сургут: Информационно-издательский  центр СурГУ, 1997.

2. Спиркин А.Г.  Философия: Учебник / А.Г.Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.

3. Суворова А.Н.  Введение в современную философию.  Учебное пособие / А.Н.Суворова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

4. Философский  энциклопедический словарь - М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Человек и  общество: Учебник / под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 1998.

6. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1975.

8. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., 1984.

 


Информация о работе Человек как философская проблема: генезис, природа, сущность