Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Философия, единственная наука, которая очень скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо.

Содержание

1.Ведение
2.Основные подходы к пониманию человека
2.1.Философия Древнего Востока о человеке.
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3.Жизнь и биография Аристотеля.
3.1.Философское учение Аристотеля.
3.2. Аристотельское учение о субстанциях.
3.3.Учение Аристотеля о человеке и душе.
4.Заключение.
5 Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия вариант 15.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Если  движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в  движение и посторонней силой, а  если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы. 
Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку.

Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут. 
Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.

Относительно  же ума и способности к умозрению  еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное-отдельно от преходящего.

А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

Душа  обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность  стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.

Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом  себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч. teleos - цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Аристотелевское понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой  направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую  в вещи.

Говоря  иначе, энтелехия - это “программа”  изменения. Если для тел, создаваемых  искусством цель и “программа”  лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером, то в природных  вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению. 
 
 
 
 

5.Заключение.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а  влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной  жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

Философия и литература делают неоценимый вклад  в раскрытие сущности человека, в  поиск им смысла жизни. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, но будущее открывает все новые и новые перспективы решения этой проблемы. Главное, не впадать в крайности, "расщепляя" при этом единую сущность человека, и помнить: чтобы быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом постигать тайну, имя которой - Человек. 

6. Список литературы

1. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. М., 2002г.

2. Кузнецов  В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян  К.Х. Философия. Учебник. М., 1999г.

3. ердяев  Н.А. О назначении человека //  Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991г.

4. Москвина  Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как  объект философии и литературы. 1987г.

5.Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985г.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986г.

7. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963г.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975г.  
9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности.М.,1979г. ч. 4.  
10. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987г. 
 
 

Информация о работе Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля