Человек, техника, общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве по¬нятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (ар¬тефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окру¬жающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

Содержание

Введение 3
Философия техники 5
Основные этапы развития техники 5
Что такое техника 7
Система «человек- техника»: проблема возможного попадании человека в зависимость от техники. 11
Техника в индустриальном обществе: изменение её социальной роли и статуса. 13
Техника в исторической ретроспективе 15
Формирование рационального обобщения в технике 18
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

Две последние стадии научного обобщения техники представляют особый интерес для философского анализа, поскольку именно на этих этапах прослеживается поистине глобальное влияние техники на развитие современного общества. Франц Рело, формулируя основные задачи своей работы, подчеркивает прежде всего то огромное влияние на культурные условия мира, которое принадлежит в наши дни технике, опирающейся на научные основы. "Она сделала нас способными достигать в материальном отношении гораздо большего, сравнительно с тем, что было возможно для человечества несколько столетий тому назад... Повсюду в новейшей жизни, вокруг нас, и вместе с нами, научная техника является нашею действительною слугою и спутницей, никогда не покладающей рук, и только тогда вполне убеждаемся в этом, когда мы, хотя; только на короткое время, лишаемся ее помощи". И хотя до сих; пор раздаются голоса против неуклонного развития технических устройств, те, кто их подает, продолжают разъезжать по железной дороге, звонить по телефону и тому подобное, пользоваться всеми благами победившей технической цивилизации и ничуть не задерживают главного движения. Итак, суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Формируется множество самых  различных научно-технических дисциплин  и соответствующих им сфер инженерной практики. Появились узкие специалисты, которые знают "всё ни о чем" и не знают, что происходит в смежной лаборатории. Появляющиеся так называемые универсалисты, напротив, знают "ничего обо всём". И хотя статус этих универсалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре специализированной инженерной деятельности до сих пор четко не определен, без них сегодня становится просто невозможно не только решение конкретных научных и инженерных задач, но и дальнейшее развитие науки и техники в целом. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. Именно тогда, когда возникают междисциплинарные, системные проблемы в технике, значение философии техники существенно возрастает, поскольку они не могут быть решены в рамках какой-либо одной уже установившейся научной парадигмы. Таким образом, ставшая в XX веке традиционной дисциплинарная организация науки и техники должна быть дополнена междисциплинарными исследованиями совершенно нового уровня. А поскольку будущее развитие науки и техники закладывается в процессе подготовки и воспитания профессионалов, возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления именно в процессе инженерного образования.

Кроме того, в сфере техники  и технических наук формируется  слой поисковых, фактически фундаментальных  исследований, т.е. технической теории. Это приводит к специализации  .внутри отдельных областей технической науки и инженерной деятельности. Само по себе очень важное и нужное разделение труда также порождает целый ряд проблем кооперации и стыковки различных типов инженерных задач. Естественно, что и эта тенденция находит свое выражение в сфере инженерного образования. Это приводит к тому, что проектная установка проникает в сферу науки, а познавательная — в область инженерной деятельности. Подобно тому, как это делает философия науки по отношению к научному познанию и научной теории, философия техники начинает выполнять рефлексивную функцию по отношению к техническому познанию и технической теории.

К сожалению, пока еще очень  и очень медленно, но всё отчётливее в инженерное сознание проникает  мысль о необходимости обращения  к истории техники и науки  не только для изучения культурных образцов и познания прошлого, но и  для поиска новых технологических  решений. Это относится, например, к  древним медицинским технологиям, где многовековая проверка традицией  дополняется сегодня строгим  научным анализом. История техники, понимаемая не только как история  отдельных технических средств, но и как история технических  решений, проектов и технических  теорий (как успешных, так и нереализованных, казавшихся в свое время тупиковыми) может стать действительной основой  не только реализуемого настоящего, но и предвидимого будущего. Знать и предвидеть — задача не столько историческая, сколько философская. Поэтому философия и история науки и техники должны занять одно из важных мест в современном инженерном образовании.

Философия техники имеет  в данном случае сходные задачи по отношению к технике, что и  философия науки по отношению  к науке. Её роль, естественно, возрастает при переходе от простых систем к  сложным, а также от специализированных видов технической деятельности к системным и теоретическим  исследованиям и видам проектирования. Процессы, происходящие именно на этих этапах развития технической, лучше  сказать — научно-технической деятельности, требуют в наибольшей степени философского осмысления.

В сложной кооперации различных  видов и сфер современной инженерной деятельности можно выделить три основных направления, требующих различной подготовки соответствующих специалистов. Во-первых, это — инженеры-производственники, которые призваны выполнять функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации. Такого рода инженеров необходимо готовить с учётом их преимущественной практической ориентации. Во-вторых, это — инженеры-исследователи-разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки. Они становятся основным звеном в процессе соединения науки с производством. Им требуется основательная научно-техническая подготовка. Наконец, в-третьих, это — инженеры-системотехники или, как их часто называют, "системщики широкого профиля", задача которых — организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование. Подготовка такого инженера-организатора и универсалиста требует самой широкой системной и методологической направленности и междисциплинарности. Для такого рода инженеров особенно важно междисциплинарное и общегуманитарное образование, в котором ведущую роль могла бы сыграть философия науки и техники.

Таким образом, именно две  последние ступени рационального  обобщения в технике представляют наибольший интерес для философско-методологического анализа, а именно — методология технических наук, инженерного, а затем и системного проектирования. Именно в этой сфере интересы философии техники и философии науки особенно тесно переплетаются. Философия науки предоставляет философии техники выработанные в ней на материале естественнонаучного, прежде всего физического, познания средства методологического анализа; философия техники дает новый материал — технические науки — для такого анализа и дальнейшего развития самих методологических средств. Именно поэтому в дальнейшем мы сделаем акцент на "пересечении" философии науки и философии техники.

 

Заключение

ХХ век может быть охарактеризован  как всё расширяющееся использование  техники в самых различных  областях социальной жизни. Техника  начинает всё активнее применяться  в различных сферах управления. Она  реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального  развития. Эту новую функцию техники  иногда характеризуют как превращение  её в социальную силу. При этом усиливаются  мировоззренческие функции техники  и её роль как непосредственной производительной силы.

Современная философия техники  рассматривает развитие техническое  познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких  конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время  преодолела ранее свойственные ей иллюзии  в создании универсального метода или  системы методов, которые могли  бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую  рациональность. Современная философия  техники показала, что сама техническая  рациональность исторически развивается  и что доминирующие установки  технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых  объектов и под влиянием изменений  в культуре, в которые техника  вносит свой специфический вклад.

Философия техники не нужна  ремесленнику, не нужна при решении  типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как  правило, выводит на проблемы философии  и методологии. Именно этим задачам  и служит философия техники.

 

Список литературы

  1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 3. М., 1972.
  2. Инженерная психология. М., Наука, 1977.
  3. Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995.
  4. Роль орудия в истории человечества. М., 1925
  5. Анохин В. В. Философские проблемы инженерно-технического труда. М., Высшая школа, 1983.
  6. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1973.
  7. Галуа Э. Сочинения. М.; Л., 1936.
  8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  9. Лагранж Ж. Л. Аналитическая механика. Т. 2, М.; Л. 1950.
  10. Лебедев В. И. Электричество, магнетизм и электротехника в их историческом развитии. М.; Л., 1937.
  11. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979.
  12. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970.
  13. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.
  14. Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. М. Политиздат. 1990.
  15. Фролов И.Т. Философский словарь М. Политиздат. 1991.
  16. Спиркин А.Г. Основы философии. М. Политиздат. 1988.
  17.  

г.Екатеринбург

2013

 


Информация о работе Человек, техника, общество