Человек в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Задачами написания данной контрольной работы являются:
1. Обобщение материала по данному вопросу.
2. Рассмотрение философско-экономического образа мышления человека.
3. Раскрытие диалектического взаимодействия экономических интересов людей и их экономических отношений.
4. Выяснить необходимо ли в современной российской жизни нравственно-психологические экономики и реабилитация ценностей труда.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Философско-экономический образ мышления. . . . . . . . . . . . . .3
2. Экономические отношения и экономические интересы. . . . . . . . .8
3. Необходимы ли в современной российской жизни нравственно- психологические устои экономики и реабилитация ценности труда?. . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПЕЧАТЬ.doc

— 88.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

контрольнАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина «Философия»

 

 

 

На тему:

«Человек в системе экономических отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнил                                                                                                  Певнева Ю.А.

Студент                                                                                                                2курса

Специальность                                                                                    ФиК

№ зач. книжки                                                                                    10ФФД10995

Преподаватель                                                                      Степанищев А.Ф.

 

 

 

 

 

Брянск

2012г.

 


                                                            Содержание:

Введение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 2

1. Философско-экономический образ мышления.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .3

2. Экономические отношения и экономические интересы.  .  .  .  .  .  .  .  .8

3. Необходимы ли в современной  российской жизни нравственно- психологические устои экономики и реабилитация ценности труда?.  .  .  .  .  10

Заключение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .12

Список используемой литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение.

Тема данной контрольной работы – Человек в системе экономических отношений.

Эта тема актуальна в наши дни, так как экономическая философия входит в систему социальной философии и исследует экономическую жизнь общества.

Поэтому эту тему я выбрала, для того чтобы более глубоко вникнуть в природу общественной жизни и проанализировать суть экономической сферы жизни и развития общества с философской точки зрения.

Задачами написания данной контрольной работы являются:

1.    Обобщение материала по данному вопросу.

2.    Рассмотрение философско-экономического образа мышления человека.

3.    Раскрытие диалектического взаимодействия экономических интересов людей и их экономических отношений.

4.    Выяснить необходимо ли в современной российской жизни нравственно-психологические экономики и реабилитация ценностей труда.

Объектом исследования являются экономические отношения.

Теоретическая значимость заключается в исследовании источников по данному вопросу и обобщение имеющейся информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философско-экономический образ мышления.

Для понимания сути экономики и всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и, прежде всего труда, а отсюда и экономики. Потребность - это зависимость субъекта от внешних и внутренних условий своего бытия, это жизненный нерв человека, общества и его экономики: завод нуждается в сырье, орудиях, предприниматель нуждается в заказчике, заказчик, - в строительстве дома. Жизнь общества пронизана сложнейшей тканью потребностей и способами их удовлетворения.

Уже в глубокой древности пришли к пониманию необходимости осмысления хозяйственной жизни. У Аристотеля эта отрасль знания подверглась для той поры очень глубокому сущностному анализу. Он высветил многие стороны хозяйственной жизни. Впоследствии, в Новейшее время, сложилась очень важная отрасль научного знания – политическая экономия.

Политическая экономия – это наука, которая с определенных позиций показывает хозяйственные отношения и движение товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности. Ее развитие выявляет систему факторов, а в связи с этим и хозяйственные отношения людей, отыскивает в бесконечном множестве единичностей, которые предстают перед ней, определенные принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества. Г.Гегель высоко ценил политическую экономию, говоря, что она «делает честь мысли».

Политическая экономия зародилась под знаком прагматизма, т.е. из вполне практических мотивов, из потребности разобраться в сложности хозяйственного механизма жизни общества. Она ориентирована на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности трудовых коллективов и отдельных людей. Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определенный уровень жизни. Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколько успешно функционируют, общественные системы в их взаимной связи, как единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует жизнеутверждающую силу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения? Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности? Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знании современной экономике во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем или угроз зрения на экономическую жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия. Определим ее как науку, изучающую законы, принципы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человечества.

Политическая экономия исходит из той точки зрения, что в хозяйственной сфере жизни общества существуют известные общие потребности, такие, как потребность в пище, одежде и т.п., и способы, которыми они удовлетворяются. Тут действуют и случайности и закономерности. Так, почва здесь или там более плодородна, годы различаются по своей урожайности, один человек трудолюбив, другой ленив. Но этот переизбыток произвола порождает всеобщее определение, и все, что кажется рассеянным и лишенным мысли, удерживается необходимостью, которая отыскивает законы, действующие в массе случайностей.

Нужда, бедность, повседневная потребность и соответствующие им понятия экономических благ, богатства, благополучия суть естественные явления, в которых вращается жизнь людей, ее вопросы и ответы: спрашивают нужда и потребность, а отвечают человеческий труд и полезность благ.[1]

Экономика являет собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает в себя совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм.

Основоположником политической экономии является выдающийся мыслитель А. Смит – автор фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатстве народов». Здесь обобщил столетние развитие классической школы политической экономии, обосновал идею товарного производства и обмена как сферу человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам, а потому не нуждается в государственном регулировании. При разработке учения о рыночной цене Смит глубоко раскрыл ее зависимость главным образом от производства, от условий предложения товаров на рынке. Однако он не исследовал воздействие спроса покупателей на цену.[2]

Продолжением учения А. Смита является теория Давида Рикардо. Его главный труд – «Начала политической экономии и налогового обложения». В отличие от Смита он не считал, что стоимость определяется трудом только в «первобытном состоянии общества». Стоимость, по Ричарду, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества: заработной платы, прибыли, процента и ренты. Капитализм, с его точки зрения, - единственно возможный и естественный общественный строй, а его экономические законы вечны.

Свое дальнейшее развитие экономическое учение нашло в трудах Карла Маркса. В течение 40 лет он занимался написанием своего главного труда – «Капитал». Здесь он развил классическую трудовую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости. Грандиозное по своим замыслам и масштабное учение Маркса получило неоднозначную оценку. Так, профессор П. Самуэльсон включил Маркса в немногочисленную плеяду «интеллектуальных гигантов» наряду с А. Смитом, Дж. Кейнсоном и другими крупными учеными. Другой выдающийся экономист В. Леонтьев советовал: если кто-либо захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию, чем в нескольких учебниках по экономике. Профессор М. Блаух в книге «Экономическая мысль в ретроспективе» констатировал: «Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим». Такая оценка теоретических трудов Маркса, по-видимому, не случайна.

Сам Маркс, считая, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего класса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научную объективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Маркса позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии.

Так, с одной стороны, трудовая теория стоимости открыла ос­новной закон товарного производства - закон стоимости, согласно которому обмен товаров на рынке совершается в соответствии с общественно необходимым рабочим временем, воплощенным в продуктах труда товаропроизводителей. С другой стороны, опираясь на этот закон, невозможно объяс­нить, как образуются цены в условиях капиталистического рыноч­ного хозяйства. Соратник Маркса Ф. Энгельс признавал: закон стоимости действовал в исторически ограниченных рамках - с момента возникновения товарного производства и до XV гг., когда последовательный переход к капитализму сопровождался революцией в ценообразовании.

Производство прибавочной стоимости, как утверждал Маркс в I томе «Капитала», основано на эксплуатации рабочего класса, на частном присвоении капиталистами неоплаченного труда наемных рабочих. Но в III томе «Капитала» отмечено совершенно другое: во все эпохи развития цивилизации прибавочный продукт достается не только собственникам средств производства, но и идет на нужды всего общества, он составляет экономи­ческую основу всей человеческой цивилизации. Поэтому Маркс решительно выступил против того, чтобы даже в будущем обществе прибавочный продукт доставался только рабочим.

Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкрет­ного хозяйства, и опосредованно в качестве «частей» общехозяйственного организма.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчинненую систему; эта система образует то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, т.е. форму собственнос­ти, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления, создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения - управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди. В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отноше­нии, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого произ­водства, кадровая политика в целом. Таким образом, система эко­номических отношений чрезвычайно обширна - от индивидуаль­ных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства.

Политическая экономия - одна из сложнейших областей человеческого знания. Она опирается на математику, особенно тео­рию вероятностей, статистику, что придает этой науке дополни­тельную точность и строгость в осмыслении фактов и их теорети­ческой интерпретации, ориентированной на истинность и ее макси­мально эффективное практическое воплощение.

Информация о работе Человек в системе экономических отношений