Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.

Содержание

1. Введение . 3 стр.
2. Основная часть 4-8 стр.
2.1. Что такое философия 4-5 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 5-6 стр.
2.3. Социальные функции философии 6-7 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 7-8 стр.
3. Заключение 9 стр.
4. Список литературы 10 стр.

Работа содержит 1 файл

Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человечества.docx

— 23.98 Кб (Скачать)

Что такое философия, ее предназначение, социальные функции  и роль в жизни  человечества

Оглавление

1. Введение . 3 стр.

2. Основная часть  4-8 стр.

2.1. Что такое философия  4-5 стр.

2.2. Предмет философии,  ее предназначение 5-6 стр.

2.3. Социальные функции  философии 6-7 стр.

2.4. Роль философии  в развитии и  жизни человека  и общества 7-8 стр.

3. Заключение 9 стр.

4. Список литературы 10 стр.

Введение

Многое  из того, что окружает человека, он впускает в собственную  душу безотчетно, без  какой - либо критической  оценки, принимая окружающий мир таким, как  он есть, не задумываясь  о его природе. Обычно человек старается  жить просто и не испытывает потребности  в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и  он открывает в  себе способность  продвигаться к истине, открывать тайны  реальности, открывать  тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые  как - будто не имеют  значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем  человечества с достаточной  глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

2.1 Что такое философия

Что такое философия? Термин «философия»  происходит от греческих  слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово  «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий  философ Гераклит.

Однако  совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить  своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли  не с достижением  истины, а с умением  доказывать то, что  каждый сам считает  правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые  средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый  древнегреческий  мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается  в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые  от рождения наделены соответствующей  мудрой душой.

По  мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом  мире, а ее предметом  являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих  принципах бытия, познания и отношений  человека и мира. Прежде всего, философия  всегда оформляется  в виде теории, формулирующей  свои категории и  их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика  философской теории заключается в  том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

2.2 Предмет философии  ее предназначение

Круг  вопросов изучаемых  философией называется предметом философии. Общую структуру  предмета философии  составляют четыре основных раздела:

а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия  в универсальном  смысле. Бытие и  небытие; бытие материальное и идеальное; бытие  природы общества и человека. Философское  учение о бытие  получило название антологии.

б) Анализ наиболее общих  вопросов познания. Познаваем или  непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается  сущность самого познания и что есть истина; каков субъект  и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.

в) Изучение наиболее общих  вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который  изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

г) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек. Философия  человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать  в сущность предметов  и явлений, ориентироваться  в потоке сложных  и противоречивых событий. Философия  выступает как  духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную  абстрактность, философия  изначально практична  и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и  творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Философия формирует мировоззрение  не только отдельных  личностей, но и общества в целом, отражая  в действиях, определенных социальных сил его  идеалы, устремления, цели и задачи. В  истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

2.3 Социальные функции  философии

Предмет и специфику философии  нельзя раскрыть в  достаточной степени  полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Одной из функций является социальная, которая  является довольно многоплановой  по своему содержанию и охватывает различные  аспекты общественной жизни. Но в общем  плане философия  призвана выполнить  двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному  и духовному изменению. В общественной жизни  социальные изменения, эксперименты и реформы  имеют особую ценность и значение. Поэтому  прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии  принадлежит прерогатива  в разработке всеобъемлющих  концепций интеграции и консолидации человеческого  общества. Ее задача - помочь осознать и  сформулировать коллективные цели и направить  усилия на организацию  коллективных действий по их достижению. При  этом степень жизненности  философской концепции  определяется тем, насколько  каждый индивид может  ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий  характер, философия  должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция  призвана объяснить  общество, причины  его возникновения, эволюцию, современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования  общества. Все функции  философии диалектически  взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

2.4 Роль философии в развитии и жизни человека и общества

философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается  со всеми областями науки и  искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная  философия получила новую форму  за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого  и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии  является цивилизованный подход к анализу  общественных явлений и мировоззренческий  принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в  настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим  фактором социальной и окружающей его  природной среды, всего бытия  в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как  сознательном соучастнике мировой  эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет  повышенные требования к уровню субъективного  фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования  духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина  мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее  время дают наибольший прирост новых  знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений  отражают глубокую структурную революцию  не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический  прогресс, определяя качественно  новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление  новой формы философского мышления - современной философии. Овладение  современной философской культурой  повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной  деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества на качественно новый  виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний  день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении  этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом  причин и механизмов функционирования природных, антропологических и  социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов  единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного  управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может  быть решена вне современного философского знания о мире.

Заключение

Если  человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они  мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы  для понимания судеб человечества, и у них нет другого более  надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и  универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.

Список  литературы

1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.

2. Гуревич П. С. Основы философии.  М. 2000.

3. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.

4. К. Ясперс Введение в философию.  Минск 2000.

5. Лавриненко В. Н. Философия.  М. 2001.

6. Основы современной философии.  М. 1996.

Информация о работе Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человечества